Сибирские огни, 1976, №4
то вживленные в саму душу, тянулись от каждого сидящего в палате к его рукам, к его глазам, и каждый его взгляд, поворот головы, улыбка или нахмуренность, каждое его слово, каждое его движение дергали, дергали, дергали эти впившиеся в душу нити и изводили, измучивали, исступляли, как боль, от которой невозможно было избавиться. Было вдоволь и поесть, и попить: чего ^уша желала — все было на столах!.. Сулилась и великая потеха — по приказу царя были скликаны скоморохи, гудцы, плясуны, медвежатники, однако каждый сидел как на раскаленных углях: суровый вид царя, возвышающегося над ними наподобие верховного судьи, отбивал охоту и к яствам, и к питью, и к потехе... Каждый с большей охотой хлебал бы сейчас пустые щи у себя дома — в тиши, в покое, только бы не видеть этой зловещей фигуры, восседающей на золотом троне, и не чувствовать в своей душе разверза ющейся пустоты и озноби, которые вряд ли можно было ■заполнить и отогреть вином. Необычен был царь, ох как необычен!.. И неузнаваем, как будто приживил он свое лицо к кому-то другому и стал многолик, и душа его стала двоякой, и еще более непонятной, еще более страшной! В поход уходил одним — вернулся совсем-совсем другим!.. И — этот трон на пи ру!.. Только простодушный поверит, что поставлен он ради того, чтоб ему своего государского чина перед иноземцами не уронить. Знает он сам, что не так уж их много — простодушных, потому и повелел поста вить вместо лавки трон — для своих повелел: своим, а не иноземцам хо чет показать свой чин и грозу! Или — его одежда!.. Когда еще так пыш но облачался он?! На посольских приемах, случалось, сиживал в простом кафтане, без барм1, и без венца, и без посоха, а тут обрядился в кабат 2 из венецейского петельчатого оксамита, шитого пряденым золотом, по верх кабата — золотое оплечье с финифтью, все в яхонтах, в изумрудах, в рубинах, обязь3, осыпанная бирюзой и алмазами, с Тохтамышевой жемчужиной на пряжке... Знаменита была жемчужина, сверкавшая на Ивановой обязи. Ког да-то она принадлежала золотоордынскому хану Тохтамышу, который носил ее в глазнице, вместо выбитого в одном из сражений глаза,— так велика она была!.. Велик был и Тохтамыш, свергший самого Мамая, и единственный из всех татарских ханов, кому удалось овладеть Моск вой и Кремлем!.. Велика была орда: Чингис-хан, Батый, Мамай, Тохта мыш, Ахмат, а осталось от всего этого — одна жемчужина. Еще отец Иванов, великий князь Василий, показывая эту жемчужи ну больно заносчивым иноземным послам, с гордостью и недвусмыслен ной назидательностью говорил: — Зрйте, сие все, что лишилось от Батыевой орды... А Русь как стояла, так и стоит! Иван, после покорения Казани, повелел было вделать жемчужину в казанский венец, предназначавшийся им для своего ставленника в Ка зани — касимовского царя Саин Булата, но потом передумал и приказал вправить жемчужину в пряжку своей обязи. Слов своего отца он не повторял, но когда требовалось напомнить о своем собственном величии и о величии Руси, он надевал обязь и ог ромная жемчужина бывшего золотоордынского хана лучше всяких слов делала это. Нынче тоже— не без умысла надел он свою обязь, и кабат, и оплечье!.. Всем, кого он созвал сюда в палату и усадил у подножья своего трона,— всем без разбору: друзьям — чтоб ободрить их, врагам — ‘ Б а р м ы — наплечные и нагрудные украшения великих князей и царей. 2 К а б а т — вид царской одежды , кафтан, надевавшийся в особо торжествен ных случаях. . s О б я з ь — драгоценный пояс, одна из великокняжеских или царских регалий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2