Сибирские огни, 1976, №4
1€Р>И1Т1ЛШ% ли тЕ тп гр о вщ дЕН И Е * Владимир Шапошников «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ» И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМЕДИИ Заканчивая свою «Педагогическую поэ му», А. С. Макаренко выражал надежду, что, «может быть, очень скоро у нас пере станут писать «педагогические поэмы» и над пишут простую деловую книжку: «Методи ка коммунистического воспитания». Пророчество замечательного педагога сбылось лишь наполовину. Книг по методи ке воспитания — и «простых деловых», и сугубо «ученых», академических — написа но уж е немало. Но не меньше создано и «педагогических поэм». А. С. Макаренко, быть может, д аж е сам того не ведая, от крыл золотую жилу в нашей литературе, сделав проблемы воспитания предметом ху дожественного исследования. Д а иначе не могло и быть. Ведь процесс воспитания столь ж е бесконечен и неисчерпаем, как и процесс познания, поэтому вполне естест венно, что в нашем обществе всегда будут ставиться и разрабатываться новые задачи по воспитанию подрастающего поколения, а следовательно, будут появляться и новые «педагогические поэмы». Наша литература в последнее время про являет особый интерес к проблемам воспи тания, к жизни школы. Ничего удивитель ного здесь, конечно, нет, поскольку задачи, стоящие ныне перед педагогической наукой, воистину грандиозны. Переход ко всеобще му среднему образованию, развитие систе мы профессионально-технического образо вания,^'борьба за качество знаний, совершен ствование методов обучения с помощью технических средств — таков- далеко не полный перечень вопросов, поставленных в «повестку дня» самой жизнью. В свете этих требований производится сейчас существен ная перестройка всей системы образования, разрабатываются конкретные меры по ук реплению связей школы с жизнью... В све те этих требований наметились и любопыт ные тенденции в художественном освеще нии проблем воспитания. «Темное царство» и бледные лучи света в нем Критиковать школу ныне стало чуть ли не признаком хорошего тона. Ее, бедную, ругают и честят все и вся: и те, кто закон чил ее, и те, кто по разным причинам не су мел этого сделать, и те, кто сидят за пар тами, и даж е те, кто стоят за учительским столом. Всем, очевидно, памятны многочис ленные дискуссии, которые развертывались на страницах периодической печати по по воду преподавания литературы, второгодни чества, процентомании. Эта критика нашла отражение и получи ла полную поддержку на страницах худо жественной литературы, в тех самых «педа гогических поэмах», которые появились в последние годы. Мне думается даж е, что именно под воздействием упомянутых дис куссий сложилось своего рода критическое направление в нашей «педагогической про зе», — направление, ставящее главной целью обличение пороков и недостатков школьного образования. Думаю , только этим можно объяснить тот факт, что все чаще стали появляться на страницах «-пе дагогических поэм» фигуры учителей-не- вежд, учителей-самодуров, которые вместо того, чтобы сеять разумное и доброе, на оборот, душат в молодых сердцах светлое, воэвышенное, ром аптическое. «Сергей споткнулся, обнаружив радостно, что под ногой — кирпич. Добрая поло-вин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2