Сибирские огни, 1976, №4

1€Р>И1Т1ЛШ% ли тЕ тп гр о вщ дЕН И Е * Владимир Шапошников «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ» И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМЕДИИ Заканчивая свою «Педагогическую поэ­ му», А. С. Макаренко выражал надежду, что, «может быть, очень скоро у нас пере­ станут писать «педагогические поэмы» и над­ пишут простую деловую книжку: «Методи­ ка коммунистического воспитания». Пророчество замечательного педагога сбылось лишь наполовину. Книг по методи­ ке воспитания — и «простых деловых», и сугубо «ученых», академических — написа­ но уж е немало. Но не меньше создано и «педагогических поэм». А. С. Макаренко, быть может, д аж е сам того не ведая, от­ крыл золотую жилу в нашей литературе, сделав проблемы воспитания предметом ху­ дожественного исследования. Д а иначе не могло и быть. Ведь процесс воспитания столь ж е бесконечен и неисчерпаем, как и процесс познания, поэтому вполне естест­ венно, что в нашем обществе всегда будут ставиться и разрабатываться новые задачи по воспитанию подрастающего поколения, а следовательно, будут появляться и новые «педагогические поэмы». Наша литература в последнее время про­ являет особый интерес к проблемам воспи­ тания, к жизни школы. Ничего удивитель­ ного здесь, конечно, нет, поскольку задачи, стоящие ныне перед педагогической наукой, воистину грандиозны. Переход ко всеобще­ му среднему образованию, развитие систе­ мы профессионально-технического образо­ вания,^'борьба за качество знаний, совершен­ ствование методов обучения с помощью технических средств — таков- далеко не полный перечень вопросов, поставленных в «повестку дня» самой жизнью. В свете этих требований производится сейчас существен­ ная перестройка всей системы образования, разрабатываются конкретные меры по ук­ реплению связей школы с жизнью... В све­ те этих требований наметились и любопыт­ ные тенденции в художественном освеще­ нии проблем воспитания. «Темное царство» и бледные лучи света в нем Критиковать школу ныне стало чуть ли не признаком хорошего тона. Ее, бедную, ругают и честят все и вся: и те, кто закон­ чил ее, и те, кто по разным причинам не су­ мел этого сделать, и те, кто сидят за пар­ тами, и даж е те, кто стоят за учительским столом. Всем, очевидно, памятны многочис­ ленные дискуссии, которые развертывались на страницах периодической печати по по­ воду преподавания литературы, второгодни­ чества, процентомании. Эта критика нашла отражение и получи­ ла полную поддержку на страницах худо­ жественной литературы, в тех самых «педа­ гогических поэмах», которые появились в последние годы. Мне думается даж е, что именно под воздействием упомянутых дис­ куссий сложилось своего рода критическое направление в нашей «педагогической про­ зе», — направление, ставящее главной целью обличение пороков и недостатков школьного образования. Думаю , только этим можно объяснить тот факт, что все чаще стали появляться на страницах «-пе­ дагогических поэм» фигуры учителей-не- вежд, учителей-самодуров, которые вместо того, чтобы сеять разумное и доброе, на­ оборот, душат в молодых сердцах светлое, воэвышенное, ром аптическое. «Сергей споткнулся, обнаружив радостно, что под ногой — кирпич. Добрая поло-вин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2