Сибирские огни, 1976, №4
ОЧЕРК III ПУБЛИЦИСТИКА Леонид Левицкий ТРАССАМИ БУДУЩЕГО «В 1975 году обеспечить открытие временной эксплуатации железнодорожной л и нии на участке от станции Л ен а до разъезда Чудничный протяженностью 40 километ ров и закончить строительство железнодорожного моста через реку Лена»,— так было записано в совместных социалистических обязательствах рабочих, инженерно-техниче ских работников и служ ащих управления строительства «Ангарстрой», его субподряд ных организаций и изыскателей, проектировщиков института «Томгипротранс». В канун 1976 года первый поезд пошел в Таюру, до поселка Звездного, что на 25 километров восточнее, значит дальш е Чудничяого, на 25 километров ближе к Тынде — «точке равновесия» БАМа. Берет разбег магистраль, с которой навсегда связаны рож дение и биография института «Томгипротранс»... Отступление первое. Магистраль века К ак известно, БАМ , пожалуй, один из самых стары х инженерных проектов. Еще в 80-х годах прошлого столетия при рассмотрении восточного участка Транссибирской магистрали конкурировали два варианта: Южный — через Иркутск — и С еверный—• через северную оконечность Байкала. В 1907— 1914 ш д ах проводились отдельные изы скания в районе реки Лена. В них, в частности, участвовал известный инженер и писа тель Гарин,-Михайловский. В годы первых пятилеток, с началом развития производительных сил Сибири и. Дальнего Востока, снова остро встала проблема, транспортного освоения северо-вос точных районов страны. Совет по изучению производительных сил при Академии наук СССР взялся за инженерво-геологическое изучение. В 1934 году создается управление строительства Байкало-Амурской магистрали. В 1937 году при Народном комиссариате путей сообщения создается «Бамлроект». В это «ремя основные работы по строительству ж елезных дорог в Сибири выпол няло управление «Сибжелдоретрой» и Сибирская экспедиция ж елезнодорожных изы сканий. На базе ее и появились в Новосибирске «Оябтраисероект», а в Томске — Том ское бюро изысканий. Теперь мы их знаем к ак «Сибгилротранс» и «Томгипротранс». Томское бюро являлось довольно крупной организацией. Оно участвовало в изыскания и проектировании многих крупных дорог: Т айш ет — Падун, Падун — Усть-Кут (буду щ ая станция Л ен а), Ула.н-Удэ — Кяхта, Томск — Асино. Вполне логичным было и включение Томского бюро в состав созданного «Бампро- екга»: «зона интересов» томичей совпадала с районами, тяготеющими к будущей м а гистрали. 9. Сибирские огни № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2