Сибирские огни, 1976, №3

Щедр ты, Савушка, ой как щедр!.. Душа твоя проста, проста и чиста, как вода. А буйна — так что ж?.. Вода також буйна, коли запруду ру­ шит! Вот и в тебе запруда, и рушит она ее, и буйствует... А ты отдайся на руки мои, на сердце мое, на любовь, ох как легко тебе станет, Савушка! — Нет, баба,— упорствует Сава,— оставь таковы мысли. Ни за какую твою душу, ни за какую твою любовь я своей мужьей слободы не променяю. Единый раз родился на свет, и потому губить живота сво- во из-за бабы не стану. Иного пригляди... Вон сколь их вкруг тебе ки­ шит! А у мене иная привада в крови — мине воля слаще за ьсе! Но Фетинья не отступалась, и Савино упорство ге обескураживало ее, ге обижало, не омрачало ее радости, не ущемляло ее бабьей гордо­ сти, остепененной любовью к Саве. Она радовалась щедрости собствен­ ной страсти, изливавшейся из ее души, радовалась целомудрию и бес­ стыдству, с которыми отдавалась этой страсти, радовалась Савиной близости, которую сама себе дарила, а Савины холодность и упрямство казались ей нарочно выдуманными им же самим,' чтоб чуть подольше подразнить себя, помучить, потомить, прежде чем свершится неми­ нуемое. \ ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 1 I Кони летели в сырую мглу ночи, как в пропасть. Белые косматые гривы полыхали .на ветру громадными факелами, то притухающими, то вновь разгорающимися, опадал на землю тяжелый храп, разверзалась тишина, и перед самыми конскими мордами круто опрокидывалась черная бездна. Васька Грязной безжалостно гнал лошадей: не один десяток верст предстояло промчаться в эту ночь... Царь, поехав из Старицы к Волоко­ ламску, на полпути вдруг повелел поворачивать на Тверскую дорогу и гнать к Клину, а оттуда в Дмитров, в Песношский монастырь, да так гнать, чтоб к утру опять воротиться в Клин. Своему охоронному полку Иван наказал идти в Волоколамск и там дожидаться его; вместе с пол­ ком отправил он и всю свою свиту. В ночь, без охраны, с одним лишь Васькой Грязным пустился Иван в Песношскую обитель, чтоб повидаться со старцем Вассианом Топор­ ковым, бывшим коломенским епископом и верным сподвижником митрополита Даниила, вместе с которым он боролся против Шуйских, властвовавших в малолетство Ивана, и потерпел поражение в этой борьбе. После свержения Шуйскими митрополита Даниила Вассиан вы­ нужден был оставить епископию и удалиться в Песношский монастырь. Иван знал, что Вассиан Топорков был любимцем его отца, волей которого он и был возведен на коломенскую епископию. Знал Иван, что отец его, приезжая на богомолье в Иосифов Волоколамский мона­ стырь, к которому он особенно благоволил, часто и подолгу беседовал с Вассианом, который, до того, как стать коломенским епископом, был монахом Иосифова монастыря и отличался особой верностью заветам его основателя и своего учителя — Иосифа Волоцкого. Ратуя за сильную церковную власть, Иосиф Волоцкий, вместе с тем, не стремился противопоставлять церковную власть власти госу­ дарственной. Он признавал за государством право.верховной власти и был всецело за подчинение церкви государству, требуя от государства лишь служения интересам церкви.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2