Сибирские огни, 1976, №3
кого он считает ниже и хирей себя. Объединиться должны были люди примерно равные, но обязательно сильные, родовитые, важные, чтоб и в малом числе они представляли грозную силу. Такие люди были, но каждый из них действовал в одиночку, на свой страх и риск, как Вельский, например, уже дважды навлекший на себя ;опалу за свои козни, и чем сильней был этот страх и опасней риск, тем неприступней были их души. Что таит, например, в своей душе Челяд- нин? Что там — злоба, смиренность, отчаянье или надсаженность?.. Что выжило в нем за эти десять опальных лет и что умерло? Поди узнай!.. Тоже, как и Горбатый,— кряжистый и породистый, и тоже ведь поднял ся в одиночку... Да, видать, пообломала его невзгода и корни расшата ла, иначе откуда бы взяться в нем той умудренной кротости, которая так явно теперь выказывается в нем?! Приехав в Москву, он всем раз вез свои поклоны, даже Горбатому,— но поклонами все и закончилось. Некогда деятельный, гордый, строптивый, боярин теперь спокойно усел ся на Казенном дворе и усердно принялся за службу. Впрочем, все это могло быть только видимостью, а что было в его душе — этого никто не знал. Чужая душа — потемки, а у такого человека, как Челяднин, душа и вовсе была кромешной тьмой. Умел Мстиславский проникать в чужие души и сквозь самые тонкие щели, а тут оступился, ничего не увидел — кроме того, что было на виду. Под стать Челяднину был в думе боярин Репнин. Четыре года уже сидел Репнин в думе, но Мстиславский так и не смог до сих пор разо браться в этом человеке. Была в нем какая-то странная, настораживаю щая строгость, как будто он таил свою душу не только от других, но и от самого себя, и, вместе с тем, Мстиславского он привлекал своей мужественной наивностью, которая иногда обезоруживала даже царя. Распалившемуся, трясущемуся от гнева Ивану он мог сказать: — Государь, ежели б мы все навыкли так яриться и кричать, ты бы, истинно, отступился от царства! — Шутом тебе моим надобно стать, Репа! — говорил ему обычно Иван, а на пирах частенько подсмеивался над ним, суля пожаловать ему целый город, если он согласится стать его шутом. В думе Репнин часто говорил: — Мы не должны прощать царю своевольства, а паче того — до пускать его до своевольства, понеже ему от того своевольства беда большая идет, чем нам! Государство-то его!.. А он в нем своевольничает, будто в чужом! Пусть уж он нас гнобит, чем государство! А иногда Репнин говорил совсем обратное: — Мы уж живали без государевой .власти — во всем вольные, не принужденные, широкие, как на полатях, а государству все едино ну- жа великая была. Пущай уж один государь своевольничает, чем все разом! Но Мстиславский понимал, что Репнин всегда говорит об одном и том же, только разными словами,— о том, что на Руси ни раньше, ни теперь не было и нет хорошего, полезного правления... Это было куда крамольней, чем все неистовство Головина, чем открытая непримири мость Горбатого и хитрые козни Вельского. Вряд ли Репнин знал, как можно устроить на Руси хорошее и полезное правление, да Мстислав ский и не собирался использовать замыслы Репнина, даже будь они у него. В Репнине Мстиславский искал не единомышленника — единомыш ленники Мстиславскому были не нужны: они были бы опасны для него одинаковыми с ним стремлениями — он искал в Репнине помощника, на дежного и полезного. Репнин не отличался особой знатностью, хотя был родовит, происхо дя из древнего рода княжат Оболенских. Но для Мстиславского служеб ное положение Репнина было важнее его личного положения, которое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2