Сибирские огни, 1976, №3
— Нешто стоять нам на татара? — допытывались у «его сло бодчане. — Ежели подступит — так и стоять,— уклончиво отвечал . Ше реметев. Ездил Шереметев по слободам, сеял тревогу средь черни, отвлекал ее f от лихих намерений, а у самого в душе псы выли. Возвращаясь с объез да, утягивал он в укромный уголок Мстиславского и выпускал на него этих псов: — Не поздравится нам от государя, боярин, ежели прознает он про сие наше самовольство. Сидеть нам, как и Вельскому, за сторожами. — Бунт учинится — вовсе не поздравится,— увещевал его Мсти славский.— Неужто мы дурное измышляем? Мы спокой добываем... На то он «а с и оставил в Москве. — По нашему-то разумению, боярин... А по его?.. Как по его разу мению будет? Вяземский со мной ездит, а рожа его — хоть собакам ки дай!.. Понесет он на «а с с тобой царю? — Я его на то и шлю с тобой, чтоб нам с тобой перед государем, из вет был... Да вернется он с победой — все радостью затмится! — Единое упование, боярин... Однако не отступись гляди, коли, не дай бог, заяроетится он!.. Твоей волей в затею сию я ввязан! — Не отступлюсь, воевода. Неужто креста на мне нет?! Не на под лое дело учинил я т е бя— на честное. Однако вскоре из Новгорода Северского, от засечной черты, объез жие воеводы прислали грамотку, в которой писали, что степи за Путив- лем тяжело укинули снеги и в объезд по засеке, ради пустого усердия, они не ходят, ибо конями не пройти, но лыжным ходом ходили казаки из Путивля за Семь *, верст на сто, и нигде крымчака не видели, и нигде крымчак даже не наследил. После такого сообщения Мстиславский больше не решился посылать Шереметева на перепись оружия. Это могло показаться подозритель ным царю, тем более, что, по возвращении в Москву, грамотка из Нов города Северского ему непреложно должна быть показана. Вновь озаботился Мстиславский — чернь, того и гляди, опять могла затеять смуту... Воспрянувшие было духом бояре опять приуныли, опять посъехались в Кремль... На проездных стрельницах Кремля опять опу стили железные решетки, а стрельцам Шереметев повелел зарядить свои пищали дробом. Но на другой день, к вечеру, по Можайской доро ге к Москве подошел большой обоз — это прибыл в Москву Михайло Темрюк, привезший с собой пленных литовских воевод и царскую грамо ту митрополиту — с долгожданной вестью о победе. Иван писал митро политу: «Господь наш Иисус Христос, истинный бог наш, излиял на нас, недостойных, великий дар, несказанную свою милость, вотчину нашу — город Полоцк нам в руки дал! И мы благодарим бога о несказанном даре, который нам был дарован, а тебе, отцу своему и богомольцу Ма карию, и всему освященному собору, и всему православному христиан ству на ваших многих прилежных молитвах челом бью! И ты 'бы , отец наш и богомолец Макарий, и весь освященный собор, и все православное христианство пожаловали и впредь молили господа нашего о благосо стоянии святых божиих царств и о устроении земском, и возвысил бы бог род христианский и даровал бы свыше нам и всему православному христианству победу на все видимыя и невидимыя враги наши, и право славное бы христианское царство расширил и подаровал бы тишину и мир со всеми странами, и изобильство во всем, а нам бы со царицею и детям нашим, и тебе, отцу нашему и богомольцу, и братии нашей, и бо гомольцам нашим, и всему православному христианству душевное спа сение и телесное здравие». 1 С е м ь — Сени, левый приток Десны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2