Сибирские огни, 1976, №3
Jl. Федотов Наталья Николаевна ПУШКИНА (Документальное повествование) «Чистейшей прелести чистейший образец». «Жена моя прелесть, и чем. доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе со здание, которое ничем не заслужил перед богом». А. С. П у ш к и н Г Л А В А I Калуга. Полотняный завод. Предки Н. Н. Гончаровой «М ало таких городов в Московском государстве», — любовно писал о Калуге бел летрист прошлого века. И действительно, старинный русский город на Оке, для многих служивший символом провинции, необычайно красив. Возвышенные места заняты церквями, белокаменные купола видны из многих двориков, что придает им ту поэзию, которой пропитаны полотна С аврасова и Поленова. В Калуге много памятников старины. Создателями их были первоклассные зодчие П. Никитин, И. Ясныпин, Н. Соколов. Во всей стране, вероятно, нет такого памятника, как калужский мост через Березуйский овраг. Римский виадук в центре России — так называют это творение. Великолепен и дом Золотарева! Пожалуй, нигде, кроме Ленинграда, нет уже старых фонарей у крылец, булыжных мостовых с узором в крупную клетку или кабинетика, который «зеленью расписан в ви де рощи» (Е. В. Николаев. По Калужской земле. М., «Искусство», 1970). Все это осталось от деяний и культуры той эпохи, которая взрастила Пушкина... В 18 километрах о т К алуга, за бывшей Тихоновой пустынью, расположен Полотня ный заво д — прежняя усадьба Гончаровых. Калужский купец Т. Ф . Карамышев с согласия Петра I заложил в 1718 году на церковной земле Спаса на Взгомоньях полотняную и бумажную фабрики. Возводились они без казенных субсидий, поэтому Тимофёй Филатович взял в компаньоны ллемяини- ка Г. И. Щепочкина и «калужского посадского» А. А. Гончарова. До этого Гончаровы жили в Калуге, занимались гончарным производством, оттого их так и прозвали. Девятнадцатилетнему Афанасию Абрамовичу Гончарову «государь Петр Первый в 1718 г. при письме своем прислал полотниняого (ткача полотен) мастера, нанятого в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2