Сибирские огни, 1976, №3
социологии и педагогики? «Согласитесь, Викентий Викентьевич, что переизбыток ин формации отучает человека самостоятель но мыслить, я он начинает оперировать заранее готовыми представлениями я вы водами... — Куда ни сунь н о с— везде информа ц и я!— злился он.— Заклеенные афишами заборы, газеты, телевизоры, радио, лекции и доклады, разговоры друзей, кино, десят ки книг... Окажите, Викентий Викентьевич, разЗе я способен после этого мыслить с а мостоятельно?» Но мы бы ошиблись, посчитав героя ро мана натурой рефлектирующей. Вот сцена его столкновения с бывшим уголовником Аркадием Заварзиным. Решив показать, что ему не страшны никакие угрозы, Столе тов «щелкнул зубами, как пес, обирающий на себе блох», выхватил из карм ана охот ничий нож и «пустил вращающуюся сталь в ствол ближнего дерева». ^ак -то не вя жется все ^то со сложившимся у нас пред ставлением So персонаже, заставляет ду-' мать, что в Определенной мере он сконстру- ироващ^сВесЬ, весь Женька Столетов был 1 правдой, искренностью, открытостью»,— го ворится в романе. Явное предвосхищение вывода, к которому должен бы прийти сам читатель, следя за логикой развития обра за, за пульсацией в нем соков окружающей жизни. К ак раз этих-то живы х соков и не достало Столетову. Если последний, как говорится, целиком наружу и вполне ясен уже в первых гла вах, то для обрисовки его антипода Гаси- лова в романе применен прием «зам ед ленного узнавания». Сначала перед на ми маска: «Человек в клетчатой ков бойке созидал — такой у него был вид...». Затем эта маска срывается. За нею пред стает лицо хищника, работающего преж де всего на себя. З а счет занижения норм выработки, приписок и получения на этой основе неправомерно высоких премий Петр Петрович добился прямо-таки осле пительного процветания. В его распоряж е нии огромный дом с флигелем и бассейном, барской роскоши кабинет с затянутыми атласом стенами и стильной мебелью, ра зумеется, домработница, а для удовлетво рения особо изысканных прихотей хозяи на — телескоп и верховой жеребец Рогдай. Вот он какой, скромный мастер Сосновско- го лесопункта! Согласимся с тем же следователем Про хоровым: гасиловщина страшна, как «ос колочная бомба». Но желательны хоть к а кие-то подробности, проливающие свет на жизненную карьеру Гасилова, на его про шлое, ибо не из пены ж е морской он воз ник. Между тем, фигура «мещанина на простейших электродных лампах», косвен ного виновника смерти Столетова, окутана покровом зловещей таинственности и неопре деленности. И если бы не особое стечение обстоятельств, может, и не было бы ни какого разоблачения и все осталось бы на своих местах. Но не ложится ли тогда отте нок исключительности и на конфликт ком сомольцев с мастером Гасиловьш?.. На . вопрос следователя о «человеческой сущности» Гасилова отчим погибшего ком сомольца отвечает, что владелец особняка ему неинтересен: «Он мещанин, а это ба нально и привычно, как восход солнца». В е роятно, капитана угрозыска, каким он изо бражен в романе,— а критика нашла Про хорова весьма условным и надуманным персонажем,— должны интересовать преж де всего человеческие возможности подо зреваемого, нам же важна и его социаль ная характерность. Иначе придется, в конце концов, присоединиться к тем, кто спраши вает: а что такое, в сущности, современное «мещанство» и достаточно ли ясен его со циальный адрес? На сей раз, как мне кажется, Вилю Ли патову изменила свойственная ему реали стическая зоркость. Взаимообусловленность характеров и обстоятельств ощутима лишь на периферии сюжетов, в обрисовке персо нажей второго плана. В целом же в романе нетрудно уловить, как писал один из кри тиков, «недоверие к обыкновенному и серь езному развитию жизни... небрежение обык новенным, повседневным, даж е рбыден- ным»1. Трудноуловимая эта штука — худож ест венная правда! Возникая из сопряжения действительности с личностью художника, его миросозерцанием, представлением о прекрасном и должном, она может быть лишь результатом оригинального исследо вания жизненных явлений и процессов, а не доказательством уже добытых кем-то ис тин — пусть самых бесспорных, самых на дежных. И роман Виля Липатова, и ряд других произведений склоняют к мысли, что она, рта проза, еще на пути к глубокому и .многомерному изображению характера на шего современника, человека семидесятых годов. Ей не откажешь в стремлении идти в .ногу с веком, во внимании к тем переме нам в сознании и повседневной жизни лю дей, которые несет с собой научно-техниче- окая революция, в чуткости к нравственной проблематике, выдвигаемой «днем бегу щим». Однако и возвращение вспять, утра та чувства целого — тоже есть. Неполно ценность многих прозаических произведений ощущается прежде всего там, где нет идей но-художественного постижения характера как социального типа. Синтез не дает ся легко, безболезненно, тем не менее внутренней тягой к нему должны быть отмечены серьезные художественные ис следовании современности. С помощью ли усиления «делового», документально-очер кового .начала, или посредством динамиче ского развертывания рожденного творче ской фантазией характера — необходимо идти вглубь, к постижению жизненной и ху дожественной правды во всем ее объеме. К правде о Человеке как главном предмете литературы. 1 И. Д е д к о в . Сто задач и сто отве тов,— «Лит. обозрение», 1975, № 2. стр. 44.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2