Сибирские огни, 1976, №3
гораздо глубже, чем его товарищи по рабо те. Самый близкий ему среди, них, Рудольф Добрин, или просто Ольф, как-то даж е про себя подумал, что «Дмитрию нельзя зани маться физикой». К тому же Кайдаиову хо тя и не чуждо ничто человеческое, абсолют но не знакомо разумное самоограничение в работе, он привык ставить перед собой са- Mt^e сложные, иной раз -почти неразреши мые проблемы и .выкладываться весь, без остатка. Таким предельно собранным, без оглядным максималистом, наделенным по вышенным чувством ответственности был он на студенческой скамье и даж е еще раньше, таким остался позднее, когда стал во главе небольшого коллектива сотрудни ков физической лаборатории, сразу выде лившись и тут и со временем заслужив у коллег безусловный и весьма значитель ный авторитет. Герой романа может благодарить судьбу: она дала ему многое и, прежде всего,— со лидный запас прочности, нравственной стой кости, благодаря чему он с честью выходит из труднейших испытаний, наделила успехом, любовью и, наконец... одиночеством. Когда.в тридцать с небольшим лет он стал докто ром наук и автором оригинальной концеп ции, пересматривающей основы современ ной теории элементарных частиц, голова у него не закружилась, не притупилось чув ство вечной неудовлетворенности. Осознал он в конце концов и исчерпанность мучи тельно-неопределенных отношений с женой и глубину нового чувства к Жанне Алексее вой. Сложнее было преодолеть ощущение «полной, почти абсолютной отрешенности от пространства и времени», от работавших рядом людей, в сравнении с которыми он все с большей тревогой начинал себя чув ствовать путником, ушедшим далеко впе ред. А что там, впереди — холодный свет истины, как доказательство ложности и бесперспективности многочисленных попы ток приблизиться к ней, «сооружение тупи ка», опровергающее выводы, достигнутые ценой кропотливого труда его самого и ру ководимых им людей, выход один на один к новым сомнениям и вон.росам? Есть от чего задуматься, а быть может, и надло миться, даж е такому сильному человеку, как Дмитрий Александрович. Кульминационный момент романа — изо бражение внутреннего кризиса героя, при ведшего последнего к мыслям о необходи мости на время уйти из науки и к неожи данному для всех, кто его. знает, отъезду на Сахалин, в небольшой рыбацкий посе лок. Подоплека этого поступка, окружена некоторой загадочностью, нарушающей мо нотонное течение романа. И окончательный ра фыв с женой, и крайнее переутомление объясняют, как явствует из признания с а мого Дмитрия, далеко не все. Сомнения н а учного, творческого порядка, потребность сосредоточиться на проблемах, которые он привык решать сам, не перекладывая на плечи кого-то другого? Это уже точнее и близко к авторской точке зрения. По ведь имеется еще логика сцепления обьективно существующих и хотя бы частич но отраженных в произведении обстоя тельств. Именно логика, а не арифметиче ская сумма тех или иных фактов, произ вольно прикладываемая к персонажу. По вествуя о духовной эволюции своего героя, писатель не очень-то считается с ней. Усло вия, в которых из пытливого, наделенного честолюбивым задором юноши формирует ся зрелый ученый и руководитель, искусст венно отгорожены от живой, многогранной действительности, словно отголоскам боль шого мира не дано проникнуть в келью современного Фауста... Сначала, на студенческой скамье, все скрашивал оптимизм молодости.* «Через пятнадцать секунд после звонка мы уже ра ботали. Мы научились полностью отклю чаться от всего обычного и житейского — настолько необыкновенным было все, что происходило здесь. Это была какая-то ин теллектуальная вакханалия, языческая ор гия мыслителей, фанатическое служение единственному в мире богу — физике». Пройдет не так много времени, и психоло гические результаты подобного «отключе ния» отзовутся в душе Дмитрия болью и растерянностью, причем, на данном этапе автор еще не закрывает для него путей вы хода в большой мир. В первой части про изведения рассказывается, как однажды, зо время учебы в университете, Кайданов по лучил письмо из родного города. С прияте лем у них произошел разговор о том, надо ли считать их прошлое «настоящей жиз нью». Получилось так, что покойная, мать и брат, с которыми столько лет прожито вместе, вспоминаются Дмитрию все реже, в письмах же — одни «здравствуй и прощай». Подобная забывчивость лично ему пред ставляется не совсем естественной: не дол жны ведь они быть «людьми ниоткуда», не чувствующими благодарности, к тем «рай- городишкам», где прошли их юные годы. Д а и не мешало бы получше знать, чем жи вут обыкновенные люди, понятия не имею щие обо всех их ученых материях. И вот он в гостях у брата, работающего все на том же заводе, где начинался и его, Дмитрия, трудовой путь, и на могиле матери, рано сошедшей в могилу, но успевшей поставить на ноги обоих сыновей, и в том уже полу забытом времени, когда он жил целиком ожиданием будущего... К сожалению, в дальнейшем эта тема фактически исчезает и.з романа. Юношеский девиз «прежде всего — уравнения и форму лы, а потом уже все остальное» не утра тил притягательности и для зрелого Кайда- нова. Лишь изредка ему каж ется, будто что-то все же им утрачено, порваны какие- то связи: «Если бы можно было не думать об этом, только работать, работать, не тра тя сил на- бесплодные сомнения. Как те чу даки не от мира сего из лживых легенд об ученых... Можно подумать, что эти гени альные чудаки жили только ради своих уравнений и формул. Может быть, это и так... Но я-то наверняка не гений. Д а и вряд'ли это верно. Живое может жить толь ко .ради живого, а не .ради абстрактных идей. Чтобы жить, надо от кого-то брать, надо отдавать самому...». . Слова, правильные, но, увы, их можно обернуть против самого героя и стоящего за его спиной автора. Слишком мало у Дмит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2