Сибирские огни, 1976, №3
вполне заурядны , ничем не примечательны. Ну, поссорился с женой и вот на протяж е нии нескольких недель ночует по углам, у знакомых. Скучает по маленькой дочери, иронизирует над своим положением и, з а хлестываемый производственной текучкой, тоскует по нормальной семейной жизни. Р а зумеется, на службе — а Зорин работает прорабом на стройке — его бытовые неуря дицы перестают быть секретом, ему сочув ствуют, хотя находятся и такие, что, радея о чистоте нравов, готовы к незамедлитель ным оргвыводам. Самому ж е Зорину, да и нам вместе с ним, важнее понять, что ж е произошло в его жизни и почему ему и винить-то особенно некого. Он ли виноват или его жена, по-своему любящ ая дочь и д орож ащ ая налаженностью домашней жизни, что их повседневные отношения ста ли напоминать своей заученностью моно тонный ход часового механизма, которому противопоказана и сам ая м алая встряска? И почему его к сорока годам так закрути ло, что он, толковый и добросовестный ин женер, профессиональный жребий избрав ший по призванию, постепенно не только там за книгами по специальности или худо жественной литературой, а и за периодикой- то давно перестал следить и внешние пере мены вокруг себя почти не улавливает? Социолог имеет полное право воспользо ваться произведением В. Белова как мате риалом для раздумий об издержках урба низации или, допустим, о проблеме свобод ного времени, да мало ли о чем. Многих же читателей, в том числе тех, кто не особенно склонен к четким обобщениям, просто об ступят мысли о нелегкости того, что зовет ся человеческим счастьем. В о всяком слу чае, нет никаких неясностей относительно авторского нравственного идеала и стрем ления писателя с его помощью высветить те скрытые в герое возможности, что не позволяю т последнему превратиться в озлоб ленного и теряющего свое человеческое до стоинство неудачника. Смысловая емкость произведения В. Белова находится, на мой взгляд, в прямой зависимости от его уме ния слить воедино «производственный» и «личный» аспекты повествования, в ре зультате чего основной образ повести про изводит впечатление подлинной объемности и жизненной полноты. Хочется напомнить очень справедливое замечание недавно ушедшего от нас критика и литературоведа Б. Л . Сучкова в одной из его последних статей. «Критике над лежит,— писал автор,— видеть современный литературный процесс не в отдельных ча стях, не членить его на обособленные сег менты — рабочая тема, «деревенская про за», тема интеллигенции и т. д.,— а воспри нимать его в целокупности, ибо объект ли тературы не профессия, а человек... Нетруд но заметить, что наиболее крупные достиже-' ния отечественной литературы последних де сятилетий были осуществлены на путях со циального повествования, где и обстоятель- » ства, и внутренняя жизнь человека не р а зъ единены и не противостоят .друг другу, а находятся в диалектической взаимосвязи, где характеры не иллюстрируют обстоятель ства, а обстоятельства не становятся инерт ным или негативным фоном для внутренней жизни человека»1. К сожалению, современному герою в се годняшней прозе порой явно недостает мно гогранности его реального жизненного про тотипа. Несмотря подчас на тщательную прорисовку автором духовного облика пер сонаж а, он все-таки выглядит упрощенным: диалектика характера больше постулирует ся, чем реализуется в силовом поле взаим о действия с конкретными жизненными об стоятельствами и условиями социального бктия личности; динамика подменяется статикой. В интересном, своеобразном по замыслу романе Б. Бондаренко «Пирамида» («В о л га», 1974, № 10—12) центральный образ не сет почти всю идейную и психологическую нагрузку, а к концу произведения видишь, что для него это почти непосильное бремя. Причина ж е — в слишком эмпирической и потому поверхностно-иллюстративной трактовке автором обстоятельств, формиру ющих внутренний мир героя, его понима ние нравственного долга, отношение к ок ружающим. Конечно, задача, стоявш ая перед моло дым писателем, имела особые трудности. Мир науки, искания и борьба ученых спра ведливо считаются весьма нелегким для ос воения литературой материалом. С точки зрения кое-кого — даж е и непреодолимым. «К ак изобразить психологию творчест ва,— писал несколько лет назад один из критиков,— если предмет творчества не на гляден? Бели он — математика или теоре тическая физика? Слово вещественно и име ет дело с вещами. .Здесь же наступает ц ар ство знаков, цифр, условностей. За ним стоит громадная и нерасшифрованная сложность... Этот «барьер слова», видимо, непреодолим .в литературе» 2. И вот перед нами роман, где главным делом персона жей и является как раз эта сам ая пугаю- гце-абстрактная теоретическая физика с ее элементарными частицами и слабыми взаи модействиями, нейтрино и антинейтрино... Надо отдать должное автору, физику по профессии, знающему этот мир «из первых рук»: вводя в него читателя, он нигде не злоупотребляет его терпением и строит свой рассказ так, что, будучи не в состоянии проникнуть в суть различных физических идей, мы, однако, схваты ваем общий смысл научных исканий героя романа, молодого талантливого ученого Дмитрия Кайдаиова. Кайдаяов, как характеризует его автор,— человек особого склада. Он обладает спо собностью оставаться всегда невозмутимым и любую неудачу, если речь идет о сфере его профессиональных интересов, «воспри нимать как что-то естественное, почти не избежное». П равда, подобная невозмути мость есть лишь следствие редкого сам ооб ладания и застенчивости натуры и обхо дится ему недешево: ведь каждый творче ский срыв или ошибку он воспринимает 1 «Вопросы литературы», 1974, № Б, стр. 12. 2 И З о л о т у с с к и й . Тепло добра. М., 1970, стр. 141.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2