Сибирские огни, 1976, №3
ротечный роман со смазливой авантюрист кой, затеянный Перетягиным во время лет него отпуска, стал для него поводом для многодневного самокопания и рассуждений о «двуглазой совести», человеческом страхе перед самим собой и т. п. Причем преподносятся они повествова телем со всей серьезностью. Д а и как же иначе, если по замы слу и Перетягин, и ок ружающие его люди — отнюдь не зау р яд ные обыватели. Они, как дает понять писа тель, увлечены своим делом не только по долгу службы. Недаром «что-то серьезное и по-настоящему красивое» открылось вдруг Вере в приятеле муж а, когда случайно она заш ла в авторемонтную мастерскую, где он работал. С удивлением отметила она про себя, насколько умным и сосредоточенным может быть его взгляд, уверенными и ар тистичными— движения рук И можно толь ко пожалеть, что им почти совершенно чуж до то ощущение своей слитности с другими, которое испытал однажды Юсупов, попав на праздничную демонстрацию и сумев «посмотреть вот так на знакомых людей и осознать вдруг те объединяющие их чув ства радости и братства, которые были сильнее будничных чувств, привычек и дел...». При общей талантливости исполнения и жизненной достоверности ряда эпизодов повести, избранный писателем угол зрения не стал искомым «магическим кристаллом», сокращающим путь к художественной прав де. И отнюдь не случайно: без изображения взаимосвязи общественного и личного, пере секающихся на самых разных уровнях, жи вое единство человеческого характера пред стает, каковы бы ни были субъективные на мерения автора, недостижимой творческой задачей. В этом смысле показательна и повесть Ю. Галкина «Случайный снегирь» («С евер», 1974, № 2). Обрисован в ней лишь один, но зато достаточно характерный, судя по всему, трудовой день рабочего-сварщика Ж укова. Обрисован подробнейше: и неволь ное опоздание на работу из-за того, что д о ма случился крупный разговор (ж ена Ж у кова должна через какое-то время стать м а терью, а они с ней никак не могут прийти к общему решению, стоит ли заводить вто рого ребенка), и течение обычных заводских дел, слегка нарушенное приходом коррес пондентки, и так далее — вплоть до возвр а щения Ж укова домой, к семье. К Ж укову, человеку, что называется, обыкновеннейшему, долго не испытываешь никаких определенных чувств — ни симпа тии, ни неприязни. Однако печать некоей эмоциональной бедности, быть может, ис черпанности бросается в гл аза сразу — уже на первой странице повести, где рассказы вается о том, как герой подъезж ает утрен ним поездом к заводу: «Сейчас середина зимы, утра еще темные, и потому, может, труба показалась Ж укову гораздо ниже и толще обычной. Или в самом деле осела от усталости за сорок кирпичных лет? Что до Ж укова, то он вовсе не почувствовал в себе ничего такого, что бы напоминало его человеческие годы,— все как всегда. Он д аж е плечами пошевелил — нет, все как всегда. Только верно вспомнились на миг мать с отцом, да и то в том смысле, что вот уж е две недели не проведывал их. Ко нечно, если бы что случилось, сестра бы сообщила — ведь они живут вместе. Нет, все в порядке, подумал Ж уков, решил, что если сегодня дадут аванс, то он и заедет по пути с работы...». Героя повести окружают люди и похо жие, и во многом на него не похожие: от бригадира Золотова и молодого паренька Вараксина, который вечерами Посещает уни верситет марксизма-ленинизма, интересуется философией, и до чудаковатого Кузьмы Ф е доровича, занимающегося рационализатор ством. Личность, кстати, прелюбопытная. П равда, когда на старика нацелилась моло дая журналистка с намерением написать о нем в своей корреспонденции, со стороны Золотова последовало честное предупреж дение, что громкие слова тут не очень уме стны. Дело, дескать, просто: «...у нас на з а воде много оборудования морально устарев шего, и Кузьм а Федорович придумывает к таким станкам всякие усоверш енствова ния. Но ведь что ни придумывай, такой с т а нок все равно обречен...» Тем не менее, че ловек перед нами, действительно, увлечен ный, и притом — бескорыстно. Но каким же утомительно-долпим и без радостным каж ется рабочий день Жукову! Сначала Кузьм а Федорович не находил себе места, так как забыл дома очки, потом произошла ссора с одним из рабочих из-за того, что он, Ж уков, «напортачил»; явилась девчонка из газеты и стала зад авать им вопросы, затем «ш абаш ка», беспокойство о том, закрою т ли наряд, весь день не д аю щее покоя смутное чувство бины перед ж е ной. Вечером, в трамвае, Ж укову вдруг з а хотелось «набить морду» кому-нибудь, р а з гуляться, дабы почувствовать себя «челове ком». В свободное же время он мечтает: летом обязательно поехать в деревню, где рядом есть речка, где можно полежать в траве, побродить... Невозможно или очень трудно уяснить себе, кем же является этот человек — ж ерт вой определенного стечения профессио нальных и житейских обстоятельств, или ж е все-таки и он повинен в том, что живет столь тускло, почти механически? Позиция автора лишена четкости, главная мысль р ас плывается. И Ж укову, в конце концов, не столько сочувствуешь, сколько пытаеш ь ся представить его таким, каким он заявлен в повести. И не можешь: волею автора он стал пассивным отражением обыденщи ны, почти начисто стершей его индивидуаль ные черты. Иная нравственная атмосфера в повести В. Белова «Воспитание по доктору Споку» («С евер», 1974, № 7). Пытаясь разобраться в поступках и переживаниях ее героя, Кос ти Зорина, обращаешь, в первую очередь, внимание на умение автора зримо показать связь между самочувствием человека на производстве, степенью его профессиональ ной самоотдачи и его отношениями в семье, в быту. Увы, поступки Зорина, честно говоря,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2