Сибирские огни, 1976, №3
К Р И ТИ К А Л И Т ЕР А Т У Р О В ЕД А. Клитко ДВИЖЕНИЕ К СИНТЕЗУ Вольно или невольно, но мы порой обед няем сегодняшнюю литературу, когда пы таемся, пусть с самыми благими намерения ми, распределить ее по различным тема тическим «ведом ствам » и рубрикам. В боль шом ходу еще недавно были такие наимено вания. как «деревенщик», «деревенская про за», теперь все чаше то тут, то там мель кает другое — проза «бы товая»... За ним стоит, несмотря на все оговорки, желание закрепить художнический интерес к «частной» жизни человека за отдельными авторами и произведениями, как в свое вре мя конфликты, связанные с производством, объявлялись «зоной» так называемого «про изводственного» романа. И, строго говоря, не на изображение характера современника во всей полноте его жизненных связей, с уче том и влияния, оказываемого научно-техни ческой революцией, ориентирует этот тер мин писателя, а на нечто, имеющее подчас привкус обыкновенного бытовизма. Когда предметом внимания «бытовой» прозы становятся разного рода отрицатель ные явления, нарушения моральных норм, претензий к автору зачастую куда меньше: ведь активность его позиции во многом за дана уж е самим поворотом темы. Но все ус ложняется, если масштабом быта измерен нравственный мир героев положительных, в чьих взглядах неизбежно присутствует и авторский взгляд на жизнь. В этом слу чае, как видно из некоторых произведений последнего времени, легко возникает почва для спора с авторам, с его способом ви дения. Так, персонажи повести Г. Семенова «Сладок твой мед» («Н аш современник», 1974, № 1—2) д аж е при самом снисходи Тельном к ним отношении выглядят людьми с ярно суженным духовным горизонтом Живя в болыцом столичном городе, они бе рут от него самую малость и настолько no l i . Сибирские огни № 3. гружены в мелочи повседневного сущ ество вания, что в каком либо ином качестве пред ставить их затруднительно. Выразительные, лирически окрашенные пейзажи, время от времени прерывающие нить рассказа, толь ко сильнее подчеркивают основную его то нальность. Будничны разговоры супругов Перетиги- ных, их приятеля Юсупова и его бывшей жены Сони — еда, выпивка, предметы ком форта. На этой основе возникает между ними некое подобие дружеской, интимной близости,— весьма, понятно, относительной и поддерживаемой главным образом при вычкой к совместному времяпрепровож дению. «Каждый из них- и Вера, и Юсупов, и Перетягин — был так далек друг от дру га в своих профессиях, что никто не мог бы зад ать другому какой-либо серьезный вопрос по работе, кроме, конечно, общих: о зарплате, о времени, о начальстре», Вряд ли тому виной профессиональные различия. Просто за пределами обыденного общения эти люди друг другу неинтересны, и каждый предоставлен самому себе. И в данной связи совсем не анекдотична история Паши-«артиста». Из года в год неизменно услаждал он слух бражничаю щих гостей на вечеринках у Сони и вдруг, яосле одного особенно сильного дружеского возлияния, скончался. В день похорон Паши на Ваганьковом выяснилось, что почти ни кто из провожавших ничего определенного о нем не знал, а потому вполне естественно испытываемое ими безразличие Чувства героев Г. Семенова становятся острее, начинают вибрировать, когда моно тонность их существования нарушается по купкой автомобиля, одежды и другими по добными событиями, которые автор умело и со вкусом живописует. Но как заурядны их поступки и эмоции в более сложных, тре бующих душевных затрат ситуациях! С ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2