Сибирские огни, 1976, №3

Мне нравится Кордова. Мне не нравится Толедо. Вот до чего я уже обнаглела, но поделать с собой ничего не могу. Кордова напоминает мне Бухару: ее древность — обжитая, она густо населена всякими не­ обязательными людьми. Она обозрима, и вместе с тем не то, чтобы вся — напоказ. В ее маленьких зеленых пати о— внутрен­ них двориках — хочется задерж аться на неопределенное количество времени, потом лечь на теплый камень и тихонько поме­ реть, сознавая, что в более приятном месте ты уж е не окажешься, хоть весь белый свет объезди. В старинном квартале мы прикинули, что городская планировка дол­ жна здесь расцениваться так: если между домами могут разъехаться две машины, то это —• проспект. Если может проехать одна машина, то это — ба-а-альш ая улица. Если могут разойтись два человека или один толстый — пройти прямо, а не бо­ ком,— то это просто улица. По переулку может пройти один человек и только бо­ ком. Но и по тем, и по другим, да чуть ли не по всем снуют автомобили и мотоциклы. Мотоциклист сигналит из-за поворота, ты взлетаешь на тротуар не шире полей муж ­ ской шляпы и вжимаешься в стенку, он прогрохатывает мимо, успевая улыбнуться и выразить словами и взглядом свое от­ чаянье по поводу того обстоятельства, что не может он так же, как тебе только что хотелось сделать это в патио,— лечь и умереть у ног твоих, потому что он. тоже уверен: лучшей женщины ему не встре­ тить, хоть весь свет объезди. Еще Кордова — мулатка, метиска и не собирается скрывать этого. Центральный собор, например, здесь именуется «Мески­ та», то есть «мечеть». Надо признать: именно в Кордове суро­ вая однозначность понятий «завоеватели», «арабское нашествие», «освободительная война» начинает вроде бы размываться в твоем сознании. Появляются рискованные мысли насчет того, что если реконкиста длится ни много ни м а л о— восемь веков, то напоминает она не ожесточенную борь­ бу поверженной с насильником, а скорее нормальную семейную жизнь излишне тем­ пераментных супругов. Вообще, если присмотреться к архитек­ туре южных областей, то видно, что арабы выступали тут скорее созидателями. Р а з­ рушали истовые христиане. Разрушали, уродовали, затевали какие-то кровосмеси­ тельные постройки в постройках... Взять ту же «Мескиту». Величественное сооруже­ ние,' обнесенное огромной глухой стеной, напоминает скорее крепость, чем дом мо­ литвы. Ее соорудили арабы, использовав прн этом колонны храмов, построенных еще римлянами. Тоже, конечно, не велика заслуга, но ведь и сам Рим охотно пере­ малывал жерновами последующих эпох то, что составляло гордость предыдущих: мраморные блоки изымались из готовых стен, чтобы стать элементом новых по­ строек, колоннам подрубали колени и от­ секали головы... Кордовские арабы посту­ пили не в пример благороднее: сделав ос­ нованием величественных подковообразных арок колонны из различных храмов, колон­ ны различной высоты, они не взялись стричь их под одну гребенку, а варьиро­ вали пропорции самих арок. Их основания то привстают, то опускаются, касаясь куд­ рявых, грубо вытесанных капителей... Я уж не говорю о том, что с точки зре­ ния культовых потребностей все в мечети решено было гармонично и целесообразно. С любой точки обширного, леж ащ его под открытым небом пространства взгляд на­ ходил михрабную нишу, ухищрения аку­ стики вкладывали каждое слово священной книги прямо в уши молящимся, бассейны позволяли правоверным без толкотни со­ вершать необходимое омовение. Потом пришел католицизм и все опош ­ лил. Вольное пространство подвели под крышу, затемнили его, оскопили. А гл ав­ ное, воздвигли в недрах мечети сам остоя­ тельный собор — унеси ты мое горе! — в стиле барокко... Накрутили какой-то гипсо­ вой флоры и фауны, подняли под потолок раскормленных ангелочков с томными гл а­ зами маленьких виночерпиев. В центре, разумеется, огороженное место, где прохо­ дит торжественная служба и заседания капитула: удобные кресла, темный резной дуб. Кресла — с хитрецой: когда встаешь, оно откидывается и обнаруживает с изнан­ ки тоже что-то вроде маленькой лавочки, подпирающей зад, так что стоящий одно­ временно слегка сидит... И резные подло­ котники — с хитрецой: резные человече­ ские фигурки, которые я взялась было рас­ сматривать с точки зрения чистого искус­ ства, сложились вдруг в такой замы сло­ ватый'к скромный сюжет, что я отпрянула с горячими ушами. Куда там пляспигаль- скому балету! Снаружи неярко, но добродушно свети­ ло солнце. В тяжелых, широко раздвину­ тых на обширном ложе, переметенном пес­ чаными косами, шевелился тихий, серень­ кий, неотчетливый Гвадалквивир. Н езаня­ тые водой части дна и берегов поросли ивняком. В ивняке бродили пегие коровы. Мимо стены ослик, ведомый за повод мальчиком лет четырнадцати, протащил тележку со странным сооружением, напо­ минавшим маленькое узорное пианино. Сооружение оказалось шарманкой. М аль­ чик притормозил осла и начал левой рукой крутить заводной механизм, как бы доста­ вая при помощи ворота ведро из глубоко­ го колодца. Правую руку с ладонью ло­ дочкой он откинул в сторону, но сам на нее не смотрел, смотрел вверх. Я положи­ ла в «лодочку» мелочь. Ш арманка играла. Появился взрослый мужчина откуда-то из переулка, протянул жестяную тарелку, на которой позвякивало несколько монет. Я кивнула на ребенка. Мужчина понял и отошел. По краям улицы в листве аккуратных деревьев сияли апельсины, но есть их, д а ­ же если осмелиться сорвать, было нельзя: это даж е не совсем апельсины: идут они лишь на приготовление дж ем а, а так — горчат. В Кордове на одной из улочек прохо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2