Сибирские огни, 1976, №3
рей — машины. Вон — велосипед. Вон мул привязан. Что там , внутри? Ванны из зол о та? Грязь и нищета? А чем занима... А, уже проехали, мимо, мимо... — Посмотри, посмотри, налево — ви дишь заснеженные вершины? Снежники видишь? — Д а что я, снежных гор не видела, что ли? Ну, Сьерра Морена. Не все ли равно? Моя ворчба еще — от гриппа. Всю доро гу V меня распухало горло, ныли глазные яблоки, гнусавила я, как насморочный сай гак, и кашляла вдобавок. П равда, время от времени я обнаружи вала себя то в волнах Средиземного мо ря,— с брюками, подвернутыми до колен и с хриплый восторженным воплем на об метанных лихорадкой устах, то в мадрид ской пивной вблизи пласа де Майор перед стаканом ледяной «сервесы» — один, мол, пес, хуж е не будет. Но не восемнадцать же мне лет, чтобы ради невинных этих з а бав забираться черт-те куда. П равда, был Эль Греко в Толедо, был музей Прадо, наконец. Ради Прадо стоило ехать и приехать хоть на край света. Но это было потом... Тут вмешалось еще одно обстоятельство. Говорят: «Н ет худа без добра». Оно, ко нечно, так, но и наоборот — тоже. По про грамме мы в П ариж зае зж ать были не должны. Прилет в аэропорт Орли, тут ж е— пересадка на другой самолет, и фюйть — в Барселону. Это называлось «стыковкой рейсов^. В Орли выяснилось, что самолет на Барселону уже отбыл, причем с дру гого аэродрома. Ахи, охи, воздымания рук, пятичасовое ожидание, и — о чудо! — мы получаем на сутки полицейские визы, нас саж аю т в автобус и везут в город, в П а риж. Отельчик «П ан орам а» на рю Мессер- жери, в центре, возле бульвара Османа, как говорится, вот тут налевичко, наиско сок, за углом. М ама моя! Я о п я т ь в П а риже! Спустя шесть лет... Тут я еще раз убедилась, что в нашем возрасте ездить — пора кончать, надо на чинать в о з в р а щ а т ь с я время от вре мени туда, где уж е бывал. Пусть д аж е слу чайно, как сейчас, пусть проездом, мимохо дом, но вот ту т действительно видишь, з а мечаешь и что-то узнаешь в конечном итоге. Ну что, город... Здравствуй. Фу, черт, д а же не верится. Каким же ты стал по ср ав нению с тем, шестьдесят восьмым годом? Побледнел вроде, потускнел. Рождество не за горами, но ветви деревьев на Елисейских полях еще не усажены, словно бриллиан товыми птичками, огоньками электриче ских лампочек. В маленьких лавках витри ны освещены скупее, в мебельных, ков ровы х— освещены только витрины, а не заманивающее, гипнотизирующее нутро интерьера. В прошлый раз мы с Орли в центр добирались почти три часа: сплош ной поток машин, то и дело пробки на пе рекрестках. В этот раз добрались за полча са. П равда, не прямиком в центр, по буль вару Распай, а более кружным путем, но все равно заметно: меньше машин. На пе редних и задних бамперах легковушек по- прежнему клыки с резиновыми насадками, чтобы, вылезая из плотного ряда возле тротуара, осторожно расталкивать впереди и сзади припаркованные машины, но и вдоль тротуаров нет теперь сплошной слит ной их череды. Ночные бульвары чуть приглушеннее и чуть расхристаннее. В первый мой приезд фотографии на площади Пигаль и приле гающих бульварах изображали в основном обнаженных женщин. Сейчас преобладаю щие картинки — не только «парно-графиче ские», как говорилось в какой-то юмореске, но живописуют любовь втроем, вчетвером, в самых различных сочетаниях полов. В тот мой приезд еще не утихло грозо вое рокотание студенческих кварталов. Еще чистили загаженные здания Сорбонны, сту денты не учились. Молодежь еще жила лихорадкой майских дней, еще возмущ ала их высылка Кон-Бендита, анархистского в о ж ака, на родину, в Западную Германию. Сейчас в Париже бастовали мусорщики, почтовики, работники телефонных станций. Один писатель хотел известить о своем не ожиданном приезде издателя. Ему сказали: принимаются к передаче лишь известия о рождении и смерти. Он дал телеграмму: «Ребенок родился аэропорту Орли» и под пись... Впрочем, может быть, он сочинил эту байку. Скорее всего —-сочинил... А я, вы ходит, прикарманила... Ну, что же — не клади плохо, не вводи вора в грех. Я уж е сказал а: бастовали мусорщики. По улицам шуршали сухие листья п лата нов, бегали, какие-то веселенькие бумажки, но основной мусор — пропади я пропа д о м !— был д аж е элегантен, громоздясь на обочинах тротуаров в разноцветных пла стиковых мешках. Ох, Париж... Так вот, фактически он отнял у меня прекрасный испанский город — Барселону. Я уж е ходила по ее улицам, задирала го лову к куполам ее соборов, а сам а все еще, как корова — жвачку, пережевывала, переживала неожиданно свалившееся на меня свидание. Д аж е одно из сильнейших барселонских впечатлений носило на себе как бы знак: привет, мол, из П ариж а. Я говорю о музее П абло Пикассо. Странное дело! Чем боль ше художественных произведений различ ного рода скапливается в мире, тем чаще хочется, чтобы входили они в сферу наше го восприятия не объективно системати зированными, не в исчерпывающей своей полноте, а чтобы выбирал их конкретный человек, влекомый своими, собственными вкусами, пристрастиями или любовью. Мы идем слуш ать декламатора (я нарочно не говорю «чтеца», для меня почему-то «чтец» или «чтица» это те, которые читают с ли ста слепым и недужным), нам интересно не только то, ч т о он читает и к а к это де лает, но и что он в ы б р а л для своего концерта. Мы вверяемся его выбору, нам уютнее в этом обжитом домике, чем в необозримом пространстве поэзии или про зы вообще. Лувр, Эрмитаж , Прадо — это /всё бесспорно. Но каж д ая частная коллек- ( ция имеет особую прелесть. В свое время
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2