Сибирские огни, 1976, №3
традиции, уходящей в каменный век, на издавна священное место и поселили буряты свое главное шаманское божество. Во время совместной с американскими учеными экспедиции на Ольхове были собра ны новые важные материалы, которые позволили Полнее представить историю прибай кальских племен в неолите и в раннем бронзовом веке. Перед нами еще ярче и определеннее выступила целая анфилада древних культур. Самым ранним оказалось найденное в 1975 году погребение серовского времени, возрастом, по крайней мере, шесть или д аж е семь тысяч лет. AJbic Бурхан привлекал своими сокровищами не только шаманов и лам, не только археологов, но и грабителей, искавших древние могилы и, вероятно, золото в них, в о з можно д аж е иногда и не без успеха. По крайней мере, археологам однажды неожидан но встретилась при раскопках золотая серьга возрастом около трех с половиной-четы- рех тысяч лет. Грабители хорошо были ориентированы в своем ремесле, они безошибоч но рылись там, где должен был находиться череп скелета, а вместе с ним и лучшие предметы. Часто грабитель почти полностью уничтожал костяк, но нередко он обходился с ним милостиво и оставлял нам — археологам — превосходные вещи, в том числе не фритовые кольца и круги, должно быть, не представлявшие для него ценности, но для ученых — настоящее богатство. Конечно — богатство культурное, историческое! I >. к случилось и на этот раз. Костяк был почти целиком уничтожен неведомым грабителем еше в древности, но уцелела половина круглодонного сосуда с очень тон- кии и стенками, как фарфоровыми, хотя сосуд был вылеплен от руки из обыкновенной глины и украшен простым, но изящным орнаментом геометрического характера. П о койного снабдили для охоты в загробных лесах стрелами с каменными наконечника ми, отделанными тонкой ретушью, «ювелирной», как принято говорить у археологов. В могиле серовского охотника оказалось и произведение искусства, а вместе с тем вещь утилитарная — предмет рыболовного снаряжения каменного века, каменная рыбка-омуль из белого мрамора. Аналогичные каменные или, чаще, костяные фигурки рыбок служили приманками для хищных рыб у многих лесных народов Сибири, а такж е и обитателей арктических областей Америки, в том числе и у эскимосов. Нам было приятно зарегистрировать еще один элемент, связывающий культуру первобытного населения Ольхона и жителей Америки, эскимосов. По-видимому, близким по времени к этому «серовцу» является еще одно погребе ние, найденное в том же 1975 году. Оно оказалось на краю мыса, где сначала долго снимали пустой дерн. Один из наших американцев, аспирант профессора Лафлина Альберт Харпер д аж е пал духом: «Стоило ли лететь так далеко, двенадцать тысяч миль, чтобы снимать пустую землю лопатами?». И надо было представить, как выглядел тот ж е скептик, когда сначала показалась коленная чашечка, за ней уходящ ая вглубь голень, а потом и все остальное, в том чис ле и человеческий череп... Череп человека, д аж е раздавленный землей, но сохранив шийся целиком,— драгоценная находка для антрополога, желающего знать, как вы гля дели люди каменного века в Прибайкалье и какое место занимают они в общей эво люционной последовательности. Именно черепом и занялся с восторгом тот ж е Харпер вместе со своим учителем Лафлином. Теперь уж е невозможно было оторвать их обоих от земли... Что касается археологов, то нас обрадовало, что при костяке лежали не только готовые вещи, употреблявшиеся древним охотником на нерпу,— гарпуны, кинжалы, крючок из кости, но и заготовки костяных кинжалов Или наконечников ко пий, своего рода полуфабрикаты, подготовленные лишь вчерне для дальнейшей обр а ботки. Их взял с собой этот человек, чтобы закончить в потустороннем мире, где он должен был, по понятиям того времени, вести дальнейшее свое существование, ан а логичное земному. Разумеется, при этом нас — как американцев, так и русских исследователей, в осо бенности же проф. В. Лафлина — более всего занимал вопрос: напоминали ли эти люди, тысячелетия ожидавшие нашего прихода на священный шаманский мыс Бурхан, ам е риканских индейцев или, скажем, эскимосов и алеутов. И понятно, почему проф. Лафлин, расчищая от земли скелеты людей каменного и бронзового века, с таким нетерпением дожидался того момента, когда расчистка бу дет закончена, когда же он, наконец, смож ет взять череп <в руки... Когда же это произошло, то на мой вопрос он взволнованно ответил: «Н е эски мос! Редскин — краснокожий, индеец!» Так полагал относительно неолитических племен Прибайкалья, как мы знаем, и Алеш Хрдличка: взгляды обоих исследователей, учителя и ученика, совпали, сошлись. Пришлось даж е сдерживать пыл антрополога, чтобы соблюсти строгие правила, принятые у нас при расчистке и фиксации погребений. Близким по возрасту, но может быть, д аж е и несколько более поздним было най денное нами ранее погребение совершенно необычного облика по конструкции самого погребального сооружения. Выражение «по конструкции погребального сооружения» употреблено здесь намеренно и не случайно. Впервые в истории археологической си бирской науки мы и в самом деле увидели на мысу Бурхан сложную конструкцию могилы такой огромной древности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2