Сибирские огни, 1976, №3
Остров Ольхон издавна, привлекал внимание исследователей'не только красотой своих скал, не только геологическим строением и редким сочетанием черт ландшафтов центрально-азиатских степей и сибирской тайги (почти ровно пополам делят его эти контрастно противоположные ландшафты — голая степь н а юге и дремучая тай га на севере). но и своим прошлым, историей населявших его племен. Ьблее двухсот лет н азад о древностях Ольхона писал автор первой многотомной истории Сибири — академик Миллер. Они, эти древности священного м оря—'Байкала, связаны были, по его словам, с именем основателя мировой монгольской держ авы — Чин гисхана. Древняя легенда, записанная Миллером, рассказывала, будто бы на. Ольхон с находится огромный котел Чингисхана, а в к отл е— голова коня. Многие другие легенды связаны с Ольхоном, с его прошлым. Старики-буряты, зн а токи, легенд и преданий, рассказы вали и мне, что некогда на. Байкале, до прихода бурят, задолго до Чингисхана, жили загадочные «хара-монголы»'— «черные монголы», а также «Хятад» — то есть древние кидане, культурный народ монгольского происхождения, со здавший первое государство монголоязычных народов за. триста, лет до Чингиса. Разумеется, для того, чтобы правильно разобраться в легенде и осветить действи тельное прошлое Байкала, нужно зн ать вещественные остатки прошлого, археологиче ские памятники. Этими .памятниками 'впервые начали серьезно заниматься ещ е сто лет назад: это были раскопки «плиточных могил» в деревне Тырган, а такж е на, Ольхоне. После Н . Н. Агапитова, исследовавшего «.каменные ю р ты »— своеобразные могилы д рев них тюркоязычных курыканов, предков как якутов, так и какой-то части бурят, широ кую известность приобрели дореволюционные раскопки профессора Б. Э. Петри в бухте Улан-Хада. О них до сих пор пишут археологи всего мира, когда, речь идет о неолите Сибири, как об эталонном памятнике культуры сибирского неолита. Обстоятельные разведки на Байкале и на Ольхоне в 20-х годах произвел иркутским археолог П. П. Хороших, посвятивший результатам своих работ отдельную брошюру, первую в истории изучения археологии Байкала. Вслед за первыми такими исследованиями в советское время н а Байкале и Ольхоне работали и другие наши археологи. Уже несколько лет здесь трудятся участники Севзро-Азиатской археологической экспедиции Института .истории, филологии и философии Сибирского отделения Акаде мии наук СССР. Место для раскопок 1975 года на Ольхоне было выбрано там же, где ранее уже велись работы одним из отрядов нашей экспедиции. Э т о— живописный мыс Бурхаи, издревле известный тем, что ,по шаманским старинным легендам там находится высокая коническая скала из белого мраморовидного известняка, жвпшце грозного ш а манского бож ества, владыки острова Ольхон. Спускаясь к скале с соседней высоты, можно видегь и сейчас еще множество мел ких обломков жженых костей животных. Это остатки жертвоприношений, соверш авших ся некогда на исчезнувших жертвенниках из камней, где сжигались остатка лошадей и баранов, приносимых в ж ертву во время общинных праздников-тайлаганюв. И в 1975 году можно было видеть в.укромных горных цаспадках висящие н а д аш ь ных шестах шкуры таких жертвенных животных, с головой и костями ног. Все осталь ное было сварено в котлах и съедено участника,ми тайла,гана. Барйн или козел предназначался для самого эжина острова Ольхон — Хан-Хото Б аабая. Его обращали головой в сторону мыса Бурхаи. Рядом висела дикая жертвен ная утка. Е е преподносили жене хозяина Ольхона. Тут же висел и заяц — дар Белого ловому орлу, усыновленному по легенде хозяином Ольхона. хотя в других легендах сам ЗТот владыка острова предстает в образе орла. Об этом свидетельствует и самое его имя. С разрешения старцев — хранителей традиций — мы доставили в наш археолого этнографический музей такж е шкуры барана и зайца. К ак правило, шаманские святилища сибирских народов, овеянные страхом и леген дами, пораж аю т воображение своим необычным и живописным видом. Поклонники ш а манских духов остро чувствовали дикую красоту чтимых гор, скал и покрытых лесом урочшц. Таков и мыс Бурхаи, который можно по праву назвать истинной жемчужиной, лучшим украшением Ольхона и всего Байкала. У основания скалы плещутся и разби ваются о нее пенные волны озера-моря. С высокой ровной площадки, господствующей над просторами «М алого моря», открывается широкий вид и на противоположный край Б а й к а л а ,л а крутые скалистые склоны гористого берега, за которыми леж ат истоки реки Лбны. Не удивительно, что здесь, на беломраморном величественном утесе, и находился главный культовый центр, главное святилшЦе бурятских шаманов. С вятость шаманской скалы была так велика, что женщины-бурятки не допускались к ней ближе, чем на несколько километров. Со временем около нее построили свой не большой храм-часовню буддийские монахи — ламы и нанесли на скалу свои священные надписи,- Молитвы в честь буддийских божеств, «освящ ая» таким образом древнюю ш а манскую скалу. Так поступали ламы и в других случаях, используя в своих интересах древние ш а манские традиции. Но задолго до лам и шаманов на мыс Бурхаи пришли люди ка мен- ного и раннего бронзового века — «глазковцы ». Они не только разводили на мысу своп йбстры и строили легкие временные жилища на той высоте, откуда можно было наблю дать за всем, что происходит вокруг, но и хоронили своих умерших, сопровождая их всем необходимым для загробного существования. М ожет быть, по этой причине, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2