Сибирские огни, 1976, №3
Четвертый ф акт: «мустьерские» наконечники. Это удлиненные равносторонние треугольники с крутым » ступенчатыми сколами, окаймляющими лезвие только с одной стороны исходной пластины. Пятый ф акт — большой «сибирский скребок» со ступенчатыми сколами по кромке *о ^ о й поверхности. Рабочий край скребла, выпуклый. С ) Наконец, шестое — угловые или диагональные резцы, такие же, как в Японии ,(рез цы Арая), в_Моя-гол.ии (гора Хере-Улл н а Халхин-Голе), в Сибири (стоянки типа. Верх- неленской горы около Иркутска на. Ангаре), н а Советском Дальнем Востоке. Они обычно изготавливались из пластин, которые затем ломали, а потом обрабатывали резцом под углом к сломанному концу. Лезвия таких резцов обычно оформлялись ретушью. Р азм е ры их различны, вес — от двух до тридцати .граммов. По предварительному осмотру оказалось, что немногим более 53 лроц. орудий было обработано резцом правой руки, 38 — левой и 8 проц. правой рукой с одного конца и левой с другого. Реацы, по-видимому, были .постоянными спутниками торцовых нуклеу сов, и их совместное применение с таким » .нуклеусами — очень важ н ая характерная особенность. Недостающее звено — находки на «Деревенском поселении» Таким образом, следует полагать, что культура пластин Анаягулы связана генети чески, с культурами .материка Азии. Культуры эти, датируемые концом позднего плей стоцена-,-началом голоцена, иначе говоря (по радиоуглеродным датам Японии, о ра.мках абсолютной хронологии) от 17 до 10— 12 тысяч лет тому назад, характеризуются на ранних этапах- выраженной тенденцией к своеобразным леваллуазским приемам рас щепления камня. При этом культура, пластин, видимо, шла. из Азии своим путем. Ее носители, как и полагал проф. В. Лафлин, шли сюда., непосредственно аа Алеутские острова, особой волной, отличной от той, которая распространялась севернее, на. Аляску. Тем интереснее вторая большая проблема, вставш ая перед исследователями сразу же после открытия культуры пластин,— вопрос об отношении ее к позднейшим чисто алеутским культурам, или, говоря иначе, о том, могут ли люди этой древнейшей ори гинальной культуры Алеутских островов, населявшие их восемь-девять тысяч лет назад, быть предками алеутов. Следовательно, принадлежали ли им их острова непрерывно в ходе тысячелетий? Все более поздние памятники человеческой жизни на Алеутских островах характе ризуются одним принципиальным отличием от культуры, пластан — отсутствием пластин и абсолютным господством двусторонней — «бифациальной» техники изготовления ору дий труда и вооружения, как это имеет место во всех древнейших культурах Амери канского континента, известных нам в настоящее время. Значит ли это, что культура пластин была временным я как бы случайным явле нием в истории Алеутских островов, .вне связи с последующим развитием культуры? И можно ли обнаружить на. Алеутских островах переходный этап от пластин к двусторон не обработанным орудиям, увидеть такое .недостающее звено? Новые находки 1974 года, на той ж е Анангуле помогли реализовать такую надежду. Переходное звено это было обнаружено там, где находится ранее частично изучавшееся экспедицией Лафлина, работами Джин Эйпнер второе, «Деревенское поселение» Анакгулы. Это обширное поселение с' .глубокими котлованами древних алеутских жилищ — барабор находится в северной части острова. Высокий отвесный берег обрывается здесь скалами к морю, берег под скалами .усеян огромными валунами, и на. нем торчат скалы- отпрядыши, остатки разрушенного скального массива. Жилища Поселка, располагались, на высоте 22—36 метров, и в настоящее время часть и.з них обрушивается с этой высо ты, откуда, сваливаются к морю кости .морских животных, масса обломков скорлупок морских ежей, а. такж е .костяные и каменные изделия, в том числе шлифованные шифер ные ножи-уло, ца-конечиики гарпунов, более же всего — костяные клинья («клипах», как их назы ваю т алеуты). Для этого поселения имеется радиоуглеродная д ата 2115±120, то есть возраст его около д вух тысяч лет. Но люди жили на. нем -и позже, и раньше. «Деревенское поселе ние» Анан-гулы замечательно еще и тем, что сопровождается шестнадцатью небольшими курган ами-умкалами. Часть умканов огорожена- двумя осушительными канавами, обра.- зующими треугольник с вершиной холма: так вы раж алась забота о погребенных в них жителях поселка. У.мканы сопровождались -вещами позднего стиля, последних несколь ких сот лет протоисторического времени. 4 Площадь древнего поселка- покрыта, была, во время .наших работ .сплошным акони товым ковром пурпурного цвета.. Сок аконита! в старину употреблялся жителями. К ам чатки и Алеутских островов как составная часть яда., которым .намазывали наконечни ки-дротики в о в.ремя охоты на морских зверей. Мы не испытывали вредного влияния аконита, а в ясные дни его заросли высотой по пояс привлекали множество шмелей — «бамбалби», оживлявших все вокруг своим шумом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2