Сибирские огни, 1976, №3

линза интересовали прежде всего эскимосы, то Лафлина — их близкие сородичи, однако существенно отличные по языку,— алеуты. Лафлин на протяжении ряда лет был учеником и ближайшим сотрудником А. Хрдлички во время его работ на Алеутских островах и Аляске. О т Хрдлички он уна­ следовал живой интерес к физической антропологии алеутов и прошел под его руковод­ ством превосходную исследовательскую школу. Под влиянием своих путешествий с Хрдличкой по Алеутским островам Лафлин «.вжился» и в своеобразную природу остро­ вов, в их «экологию», на фоне которой развивалась культура алеутов, протекала в ходе тысячелетий их история. Лафлин с удовольствием вспоминал и то, как в том же 1938 году, когда на,ми был найден среднеазиатский неандерталец, их судно, гонимое штормом, пристало к острову Беринга. Сойдя « а берег, голодные Хрдличка и Лафлин со спутниками встретили там советского пограничника, лейтенанта, а вместе с ним и традиционное русское гостепри­ имство. Лейтенант пригласил американцев в свой дом. Через некоторое время на столе появилась овеж ая, только что выловленная из речки красная рыба. К этому подлинно «королевскому» ужину была подана и русская водка... 1938-й год в истории археологического изучения Алеутских островов замечателен тем, что прошлое этого архипелага, протянувшегося широкой дугой от Аляски до К ам ­ чатки, а вместе с тем и прошлое обитающего « а нем алеутского племени углубилось по крайней мере на семь тысяч лет. В. Лафлину посчастливилось обнаружить на маленьком островке Анангула в одной из котловин, вымытых ураганными ветрами с ливнями (т а ­ кой ливень пережили в мы сами в наших палатках), каменные изделия необычного ви­ да.. Т о были пластины и изготовленные из них орудия, обработанные только с одной сто­ роны. К другой стороне пластин древние жители Анангулы как бы не смели прикасаться. Д о тех пор на всем Американском континенте такой техники в древних культурах археологи еще не встречали. Всюду находили орудия, оформленные ретушью,— мелкой оббивкой с обеих сторон. Интересно, что алеуты давно знали о пластинах Анангулы, и потому место раскопок, где они находились на поверхности земли, называлось местом пластин. Д аж е сам В. Лафлин не сразу понял истинное значение находки 1938 года. Лишь со временем стало ясным, что это и на самом деле нечто принципиально новое для ар ­ хеологии Америки. Значение находок на Анангуле, в знаменитом отныне поселении «культуры пластин», возросло еще больше, когда там были произведены широкие рас­ копки и получены радиоуглеродные датировки находок из культурного слоя. Оказалось, что поселение это сущ ествовало так рано, как никто и не ,мог для Алеутских островов предполагать: восемь тысяч триста лет! И совершенно логично В. Лафлин выдвинул новое принципиальное положение о том. что заселение Американского континента человеком происходило в разное время, различными потоками человечества и по разным путям. По северному пути с Чукотки на Аляску, шли первые индейцы по Берингову перешейку-мосту. Второй путь пролегал южнее,чВдоль Алеутских островов, к острову У.мнаку, в семи километрах от которого находился Анангула с ее культурой пластин. Это была дорога предков алеутов. Итак, Вильям Лафлин повернул внимание ученых, ищущих предков американского человека, первых американцев, к алеутам и Алеутским островам! Длеуты — удивительный народ. Столь ж е удивительны и острова.: Каждый, кто х о ­ тел получить представление о них, обращался и обращ ается к деятельности одного из замечательных сибиряков — И вана (в монашестве Иннокентия) Попова-Вениаминова. В древнем сибирском селе Ангинском на Верхней Лене до сих пор сохранились два д о ­ ма, напоминающих о моем земляке — И. Вениаминове, который оставил первое деталь­ ное описание Алеутских островов, их населения, жизни и культуры алеутского племени. Он знал алеутов в живом еще каменном веке. Алеуты пользовались тогда, каменны­ ми и костяными орудиями труда и оружием. Им неизвестна была даж е глиняная посу­ да. Они обходились каменными лампами и контейнерами для жира из кишок морских львов и тюленей. Зато они по-своему великолепно приспособились к жизни ,в море, к * охоте на морского зверя и соответственно создали свою оригинальную материальную культуру, замечательную во многих отношениях. Т ак ж е, как некогда Степан Крашенинников с восхищением писал о мастерстве «ди­ ких» камчадалов и чукчей, И. Вениаминов отдает должное трудолюбию и искусству алеутов, их творческим способностям: «В се изделия алеутские, как, например, промыс­ ловые орудия и байдарки, так и национальная их одеж да,— доведены, можно сказать, до невозможного совершенства в своем роде». «...Мне кажется,-— писал он далее о тех же байдарках,— что байдарка алеутская столь совершенна в своем роде, что и самый математик очень немного и д аж е едва ли что сможет придоба.вить к .усовершенствованию ее морских качеств». К чести Вениаминова следует добавить, что, наблюдая древнюю культуру алеутов, он метко подметил и их способность усваивать все лучшее из новой для них европейской культуры. Плотник, столяр и часовых дел мастер, Вениаминов на своем опыте мог убедиться, как легко и охотно .воспринимают .алеуты все лучшее из опыта европейцев, как усерд­ но учатся они у русских мастеров: «В се ремесла и искусства, какие только могли рус­ ские перенести с собой в Америку, алеуты перенимают с охотою, так что теперь меж ­ ду алеута.ми можно найти мастеров от сапожника до часовника».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2