Сибирские огни, 1976, №3

«Хотя жители кадьякские разум ею т, что все около их живущие народы произошли от них, « о по сообразию их язы к а с аляскинцами и -даже мест, протешу Чукотского мы­ са леж ащих, а сих — с чукчами, догадаться можно, что они произошли из Азин через Чукотский мыс». Следующий, девятнадцатый век принес новые факты , подтверждающие старую ги­ потезу. Именно теперь, в о второй половине и в конце девятнадцатого столетия, исследо­ вание проблемы происхождения американского человека было поставлено на строго на­ учную почву. С тало ясным прежде всего не только то, что коренное население Северной Азии —■ Сибири и Д альнего Востока, а такж е Центральной Азии имеет общие черты в физиче­ ском облике (монголоидность), культуре и образе жизни, но и то, что на американском континенте, как в Северной, так и в Южной Америке не имеется и .вообще не сущ ест­ вовало таких обезьян, которые могли бы претендовать на. роль ближайших родичей, и тем более, предков человека. П одводя итог исследованиям в этой области, поискам предка человека на Американ­ ском континенте, наш выдающийся антрополог Г. Ф . Д ебец справедливо писал: «П ро­ цесс превращения обезьяны в человека не охваты вал, следовательно, территорию Аме­ рики. Человек пришел в Америку из другой части света». Но из какой именно? крупный французский исследователь Поль Риве вы сказал мысль, что совладения' в словарном зап асе м еж д у языками группы чон в Южной Аме­ рике и язы кам г австралийцев могут свидетельствовать о каких-то связях между предка­ ми тех и других племен. Такие ж е черты сход ства он прослеживал у калифорнийских индейцев и малайско-полинезийских племен. Но и этот исследователь не оспаривал ста­ рый взгл яд о том, что сначала имело место переселение предков американских индей­ цев северным путем, из района Берингова пролива. Лиш ь затем , дум ал П. Риве, после­ довали еще две волны — австралийская и океаническая — полинезийско-Малайокая. Чтобы получить надежные данные для понимания процесса переселения предков аборигенного населения Америки из Азии и проследить конкретные их пути, нужно бы­ ло иметь в руках не только дынные языка, а преж де .всего такие веские и бесспорные ар­ гументы на материке Азии, к ак вещественные остатки культуры, аналогичные найден­ ным в Америке. И не менее, если не более важ ны е д ок азател ьства «ровной связи ази ат­ ских племен с американскими — остатки их скелетов. Иными словами, нужно было об­ наружить на обоих берегах Берингова моря кости и орудия «первых американцев». И здесь нужно отметить активность одного из крупнейших антропологов Америки, чеха по происхождению, Алеша Хрдлички, который не только внес основополагающий вклад в изучение древних культур, археологии и этнографии, а. такж е физического типа индейцев, алеутов и эскимосов, но и сделал ещ е в начале наш его столетия смелую по­ пытку искать предков всех этих племен в самой Азии, при этом в сердце ее, у берегов Байкала — на Ангаре. Об Алеше Хрдличке и его поездках в Сибирь в 1912 и 1939 годах за «первыми ам ери­ канцами» я писал в «Сибирских огнях» (1973, № 11). С татья эта была н азван а «Азия — Америка, древний мост» и би ла навеяна только что прошедшим тогда» первым м еж дуна­ родным симпозиумом, посвящ ешшм проблемам исчезнувшего сухопутного моста — Бе­ рингии, на месте современного Берингова пролива, а одновременно и древнейшим кон­ тактам населения д вух континентов. Кратко упомянут был в той статье и Генри Коллилз. Н а этот р а з мне придется под­ робнее рассказать о Коллинзе и его роли в поисках предков американского человека. Подробнее потому, что-его предшественник Алеш Хрдличка зан я т был проблемами физи­ ческой антропологии человека, и его непосредственно волновали черепа древних обита­ телей Сибири, в них он искал свидетельства о связях между континентами нашей плане­ ты в далекие доисторические времена. Но это был лишь один из источников, которые могли помочь разрешению столь сложной проблемы. Кроме того, Хрдличка полагал, что в Прибайкалье обитали предки индейских племен. О таких племенах, как эскимосы и алеуты, он и вопроса не ставил, хотя и вел после революции обширные антрополого-эт- нографические исследования на Алеутских островах и Аляске, где живут эти народы. Что ж е касается Коллинза,, то он посвятил себя в основном исследованию эскимос­ ского племени, истории его культуры, исторических судеб. В первую очередь — архео­ логии эскимосов. И это, естественно, привело его снова к археологии Северной Азии, то­ го ж е Прибайкалья, где А. Хрдличка искал корни индейской культуры и прародину ин­ дейцев. Коллинз ж е, понятно, хотел обнаружить н а материке Азии и д аж е Европы ис­ токи культуры эскимосов и их предков. Итак, эскимосы. Маленький, но талантливый народ. На долю эскимосов выпала жизнь н а кромке арктических льдов, в стране белых медведей, моржей и тюленей. Эски­ мосы не только сумели вы д ерж ать тысячелетнюю, борьбу с жестокой природой Арктики, но и прекрасно приспособились к ней еще в условиях каменного века. Они создали уди­ вительную материальную культуру, начиная с дом а, построенного из... кусков затверд ев­ шего под воздействием холода и ветра снега, и кончая поворотным гарпуном. О т к остя­ ного гарпуна, снабженного каменным клинком, берет свое начало современная гарпун­ ная пушка европейских китобоев: ведь идея и схема этой пушки остаются такими же, как у эскимосского гарпуна, возникшего более д вух тысяч лет тому назад. Вооруженные поворотным гарпуном эскимосы получили в ледяных просторах прак­ тически неисчерпаемые запасы мяса и сала, шкур для одежды. Из тех же шкур моржа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2