Сибирские огни, 1976, №3
Книги нужно было делать в одном месте — исправленными и неиз менными, одинаковыми... Иван давно стремился наладить у себя в Москве печатание, как это делалось у польского короля в Кракове и у литовского гетмана в Виль- не... Еще задолго до казанских походов, сразу после своего венчания на царство, звал он из Германии вместе с другими мастерами и печатников. Да ливонцы не пропустили их в Москву. А перед самым походом на Ка зань приезжал от датского короля посланец, привозил с собой лютеран скую библию и другие свои книги, искусно напечатанные в королевских печатнях. Сулился на всю Московию напечатать книг — сколько нужно будет, да слишком многого хотел за это лютеранин, чтоб царь изменил своей вере православной и перешел в лютеранскую. Прогнал тогда из Москвы лютеранина Иван, печатню же-строить не передумал. Одобрившись с митрополитом, казну положил на печатню, место, где быть ей, выбрал. Сыскался в Новгородской земле и умелец — Маруша Нефедьев. По царскому указу привезли его в Москву, на корма урядили, жалованье дали. Приставили к нему для подмоги и для обуче ния печатному делу дьякона церкви Николы Гостунского Ивана Федоро ва да сына поповского Петра Мстиславца. Взялся Маруша исполнять царский наказ со старанием и любовью... Собрал столяров, плотников, кузнецов,— на месте, указанном царем, за ложил с ними печатню. Только недолго продержалось в ладу его дело. Закрутилась вокруг Маруши злая и хитрая канитель. Начали ему дьяки да подьячие козни чинить но приказам, а прочий мелкий приказный люд — и сильней всего писцы — стал грозить и открыто, и в подметных пись мах, что изведут его, ежели он своего дела не бросит и назад в Новгород не уберется. Бояре потворствовали дьякам в их кознях. А до царя было ддлеко — царь был в Казанском походе, да и не до печатни стало ему в ту пору. Ве ликие дела захватили его. Казань и Астрахань не давали ему покоя. Не м о г он заниматься накакими другими делами, пока грозная и извечно враждебная Руси орда не была завоевана и покорена. Покончив с ордой, решил царь воздвигнуть в Москве храм — в честь великого свершения, и твердо стал на этом. Начали собирать по всем большим и малым городам мастеров. Забрали всех работников и у Ма руши Нефедьева. На целых пять лет остановилось дело. Дьякон Иван Федоров был приставлен царем, по совету митрополита, в учителя к ма лолетнему царевичу Ивану, Петр Мстиславец ушел на послушание в Чу дов монастырь, а Маруша остался не у дела, один, неприкаянный и огор ченный. Пошел он от тоски и обиды по кабакам,— и извелся. Нашли его как-то зимой, замерзшим, во рву — как раз возле того места, где строи ли задуманный царем храм. Не скоро вспомнил Иван про печатню. Храм давно освятили, н о — новые дела и заботы повлекли его: затеяли войну с Ливонией, с боярами завраждовал, может быть, и совсем не вспомнил бы он про печатню — без конца в нем рождались все новые и новые задумы,— да случай навел его на мысль. Застал он как-то в своей книжной палате, где собрано у него было сотни две или три самых исправных и редких книг, дьякона Федорова, который выбирал в палате книгу для чтения царевичу Ивану. Не многих допускал в эту палату Иван, но дьякону было разрешено, и не только потому, что по ним он учил царевича... Ивану нравился этот хмуроватый, всегда задумчивый простолюдин, который из всех благ, да рованных ему приближением к нему,.Ивану, воспользовался только од ним — возможностью читать его книги. Иван сам любил книги, и эта любовь влекла его к таким же людям — часто помимо его воли, помимо его желания... Книги свели его с Курбским, с Сильвестром, с Адашевым,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2