Сибирские огни, 1976, №2
можно, потому что особым постановлением весенняя охота была з а прещена, в том числе и охота на боровую дичь. Как же быть? Ведь в жизни Лизы все начиналось с той случайной встречи, и не будь у нее страсти к косачиному бою, не поскачи она в то утро в степь, судьба ее, наверное, сложилась бы по-иному. По р а с с к а зам деда Никанора, Терехов примерно знал, где это было, и теперь на до увидеть это место, а увидев, поверить во все, и самому как бы стать участником той давней судьбы-встречи... Наверное, атмосферы конк ретности места действия — а ведь отрочество, юность, первая любовь Лизы — все было связано, со степью; да, да, может быть, именно этой вещности мира, в котором жила Лиза, и не хватало пока Терехову, чтобы повесть пошла?.. Запрет весенней охоты Терехов считал делом нужным, он безого ворочно одобрял всю суровость наказаний нарушителям. В постановле нии указывалось, что браконьером считается всякий человек, появив шийся с охотничьим ружьем у озера, реки, на разливах, где кормится перелетная птица, д аж е если он ни разу не выстрелил. А с браконьера ми никаких церемоний: оружие подлежит конфискации, на тебя накла дывается целая серия штрафов, по месту работы на предмет осуждения твоего поведения будет отправлено письмо. И нет никому дела, с к а кой целью ты появился с оружием в степи, на птичьих путях-перелетах! Д а что в степи?! Н а любом вокзале дежурный милиционер, увидев ружье, имеет право потребовать охотничьи документы, лицензию. Если же тебя задержали в охотничьих угодьях, да еще с добычей, то, репрессии возрастают десятикрат — вплоть до уголовной ответствен ности!.. Терехов сам себе умилялся! Готовясь к поездке в Графское, соби раясь посидеть с ружьем на косачином току — надо же было понять, почему Лиз а так любила эту охоту! — Терехов ухитрился позабыть, что весенняя охота уже третий год запрещается, и вспомнил об этом лишь сегодня! Вспомнив, похолодел: как р ассказать об охоте, не побродив с ружьем по урманам , ни разу не выстрелив? Как описать степное ап рельское утро, не выезжая из города? Можно, конечно, поехать и без ружья, с фотоаппаратом и зонтиком, никто тебя из степи не прогонит. Но писать об охоте, самому не испытав охотничьего а зарта, не глотнув з ап а х а горелого пороха, было нелепо, смешно, невозможно! В с е равно, что сесть верхом на палочку и воображать себя на лихом скакуне. Р а с смешила бы, наверное, «охота с зонтиком» и Лизу, ибо, что, как не мо лодой азарт, как не предвкушение лихой радости от удачного выстре ла, ни свет ни заря гнали из дому восемнадцатилетнюю девушку? К этой повести Терехов шел, как ему казалось, годы и годы и жил теперь только ею. Он не хотел, не мог позволить себе написать даже одного прохладного аб заца , дышавшего домашними порывами, приб лизительностью, уютом импортного х ал а т а . Терехов сроднился с жизнью Лизы, и судьба этой удивительной девушки стала частью его собственной жизни, его болью, заботой и работой, :и он должен и будет драться з а нее с о всем светом! Лицензия! Перевернуть весь город, но достать разрешение на о х о ту! Чтобы не прятаться, не бегать от первого встречного человека, не шарахаться каждого ку ста. Какое там вдохновение, озарение, если на тебя может накричать случайная горластая женщина, если тебя име ет право задержать любой пастух?! «Хорошо тебе было! — с завистью подумал о Лизе Терехов.— Села на коня и поскакала в степь. И ни тебе запретов-укоротов, ни общест венных егерей, ни охотинспекции, власти предержащей! Как же ты жи ла, дышала? О чем думала , стр ад ал а , милая моя, бесценная, далекая ?» Знакомство Терехова с Лизой началось с ее фотографии и фран цузского письма, пролежавшего в старинном ларце со времен граж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2