Сибирские огни, 1976, №2

Знающий человек тут же и упрекнет меня: а про моральные стимулы умалчиваете! Несправедливо. Смотрите, как чествуют лучших тружеников. Взять ту же Антипову... И все это чистая .правда. И хорошо, что ударный труд поощряется всеми мерами. Труд! А духовный рост, а воспитание нового человека? Это, как говорится, где *как. ЦСУ такого учета .не ведет. Но все же имеется и тут свой показатель, причем довольно точный. Вот Александ­ ра Тихоновна.. Или Герой Труда из того же района комбайнер Иваи Иванович Самоли- ченко. Или знакомые мне алтайские Герои Беккер, Пятница, Бахолдина и многие, многие известные люди сибирской деревни. За отсутствием статистики пользуюсь тем, что знаю сам. Люди этого поколения рано узнали цену заработанному хлебу, на себе испытали голод, холод, разные бытовые неудобства.. Идя по жизни от плохого к хорошему, они черпали духовные силы в самом этом восходящем движении. Молодые свое восхождение начинают уже с такой широкой и крепкой ступени, что есть возможность и посидеть, не особенно спеша к вершинам, или двинуться куда-ни­ будь вбок — все-таки легче... Другой парень — сытый, одетый-обутый — может, ищет ответа на вечные вопросы, а ему посулили вполне ясную бутылку, чтобы от ближайшей цели не отрывался. Но ведь цель-то наша — сам человек, каким он будет завтра. О душе и внутренней гармонии художники слова, мастера искусств пекутся, как им положено. Однако чего-то недодают тоже. Или слишком спрос велик? Нечем опять же измерить, математика тут бессильна. Но есть показатели... Заметьте, когда деревни жила трудно, немного нашлось острых перьев, чтобы рас­ сказать о тощем колхозном трудодне и прочих несообразностях времени. Тогда в ином колхозе весь доход был не выше четвертого прутика конторских счетов, можно и бух­ галтера «е держать. Потом деревня обзавелась ручным арифмометром, потом электриче­ ским, кое-где машиносчетные станции пооткрывались. Работы им хватает. Вот тогда и литераторы наперебой принялись щелкать на счета-х, вникать в агро­ технику и племенное дело. Пишущий эти строки тоже вникал, поскольку ему казалось, что он тем самым помогает специалистам, которых — чего греха таить! — частенько сбивали с толку шаблонными рекомендациями, обижали недоверием. Если подобные яв­ ления где-либо дают о себе знать, то следует, конечно, вникнуть и хорошенько посчи­ тать. И вступиться за правду, за честного, думающего человека. Но коль скоро экономисты, агрономы вплотную занимаются своим прямым делом, и им никто не мешает, то и пусть. Повесим счеты на гвоздик, пойдем к человеку, к то­ му же экономисту, агроному и поговорим просто так, «за жизнь». И опять же о стимулах моральных к труду. Довелось мне читать одну кандидатскую диссертацию как раз на эту тему. В длин­ ном перечне различных поощрений, которые рекомендовал автор, я увидел и такое: «Написание и публикация очерков о передовиках производства». Я -взглянул на наше ремесло глазами соискателя ученой степени (а он ее вскоре получил) и увидел благостную картину. ...Над колхозным шлем, где с утра -взды-мает зябь знакомый механизатор, уже рас­ сеялась -пыль, поднятая тяжелым мотоциклом бригадира. Из ближнего околка с посош­ ком в руке, в кепчонке и стоптанных башмаках выходит литератор-деревенщик. Тракто- рист, заделав остатний огрех, соскакивает на землю, тщательно.вытирает о штаны пра­ вую руку. С чувством пожав ее, писатель окидывает просветленным оком чернеющую выть, хлопает колхозника по плечу и бодро говорит: «Молодец! Давай-давай!» В разры­ вах облаков, приветствуя союз пера и орала,.сверкаетсолнечный луч. «Польщенный меха­ низатор дает слово вырастить на данном поле двойной урожай зерновых. Мне греет сердце надежда, что Александра Тихоновна правильно поймет меня. Мы встретились затем, чтобы поговорить о значении сознательного творческого тру­ да в жизни человека. Труда, который приносит тебе не только личный доход и награды. Он, этот труд, сам по себе уже .радость и благо. Он «формирует личность, наполняет твое существование высоким смыслом, делает тебя мудрее; добрее, чище. Мы ,не спорили о том, что человек, с детства воспитанный в уважении к труду как первой жизненной потребности, будет честно работать на общество и тогда, когда ка- 4. Сибирские огни № 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2