Сибирские огни, 1976, №2
журналом, газетой в руках и в постель ложится. Бессменному агитатору фермы надо быть и курсе. Дважды ее избирали членом обкома партии, и сейчас она член Татарского горкома, член парткома племзавода, заместитель секретаря цеховой парторганизации. Любит работать с молодежью. Девчата наши,— говорит,— дерзают, к лучшему стремятся, с ними интересно. Вон Зина Олейникова: когда-то у Антиповой унялась, а теперь и ее подчас обгоняет, и сама молодых учит. Ныне это, как в спорте, называет ся эстафетой. Однако любовь к молодежи у Антиповой не слепая. Она, где-надо, очень строгая. Не по душе ей всякая невесомость «в поступках, помыслах и слове». То есть когда у тебя одни тряпки да развлечения на уме. Встретит этакое создание, искренне удивляется: откуда? И не утерпит, ввяжется в спор, загорячится... В этом месте мы вновь соступим с ровной насыпи повествования и выйдем на коч коватое поле размышлений, где много троп, но еще больше неудоб-ицы. Свой рассказ я преимущественно адресовал тем ребятиш-кам-школьникам, что были спутниками героини в поезде. Резонно спрооить: разве им одним интересен жизненный путь славной русской женщины Александры Тихоновны Антиповой? Надо, решил я, показать в первую голову ребятам, какие вокруг них не дюжинные люди, их папы-мамы и дедушки-бабушки. Вчера скромная доярка — завтра Герой Социалистического Труда! Оглядитесь, сколько героев, пока наградами не отме ченных, сколько биографий, достойных изучения в школе! Но мы-то, люди взрослые, всякое повидали. Как-то, разбирая старые блокноты, я наткнулся на записи с одного колхозного соб рания, на котором тогда присутствовал по долгу службы в газете. Д о к л а д ч и к (председатель колхоза): — В этом году мы сработали крайне преотвратительно плохо.Надо нам пере строиться... И дальше все глаголы на «у»: усилить, улучшить, увеличить, укрепить, ускорить. С е к р е т а р ь п а р т к о м а : — Мы где-то еще недорабатываем по линии экономического всеобуча, плохо счита ем колхозную копейку. Нам предстоит сделать надлежащие выводы из критики... И дальше -все глаголы с приставкой «на»: наладить, наметить, направить, нацелить, напрячь. Г л а в н ы й а г р о н о м : — Качество полевых работ оставляет желать только лучшего, потому что хуже не куда-. Нам позарез необходимо учесть -рекомендации... И далее все глаголы с приставкой «по»: потребовать, повысить, поправить, покон чить, получить. К о л х о з н и к - т р а к т о р и с т : — Пахали зябь под Елбанкой, приезжает председатель на «Волге»: плохо уголок, такие-сякие, заделали. Только он уехал, следом агроном на «газике»: почему уголок не заделали-? За ним парторг на «Москвиче»: разве так, товарищи, уголок заделывают? Потом бригадир на мотоцикле и тоже про уголок, будь он неладен. Ну заделали! Чест но. А теперь так скажу. Ежели у меня или у напарника моего, да у всякого любого, в душе остались темные уголки, почему туда .никто не заглянет? Все «давай-давай». Ведь до чего, товарищи колхозники, у нас дошло воспитание. В страду председатель стопку водки на том краю поля поставил, говорит комбайнеру: доедешь, выпьешь. Он, конечно, доехал и еще вернулся, а потом рога в землю и машину поломал. Стыдно, товарищи колхозники... Недавно я -побывал в тех же местах. Там нынче на базе отстающего колхоза орга низовали совхоз. Директор, человек для меня новый, рассказывал, как быстро растет хозяйство, которому все помогают, какие солидные заработки, сколько чего успели пост роить и купить — приятно было слушать. Спрашиваю: «А где тот бывший председа тель?»— «Да здесь же управляющим центрального отделения остался».— «Как у него с поощрением передовиков: водку на краю полосы ставит?» — «Зачем водку? Нам и коньяк по карману,— усмехается директор и добавляет: — Есть и более сильные мате- риальные-стимулы». «Трагиция!»— как говаривал наш батарейный писарь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2