Сибирские огни, 1976, №2

журналом, газетой в руках и в постель ложится. Бессменному агитатору фермы надо быть и курсе. Дважды ее избирали членом обкома партии, и сейчас она член Татарского горкома, член парткома племзавода, заместитель секретаря цеховой парторганизации. Любит работать с молодежью. Девчата наши,— говорит,— дерзают, к лучшему стремятся, с ними интересно. Вон Зина Олейникова: когда-то у Антиповой унялась, а теперь и ее подчас обгоняет, и сама молодых учит. Ныне это, как в спорте, называет­ ся эстафетой. Однако любовь к молодежи у Антиповой не слепая. Она, где-надо, очень строгая. Не по душе ей всякая невесомость «в поступках, помыслах и слове». То есть когда у тебя одни тряпки да развлечения на уме. Встретит этакое создание, искренне удивляется: откуда? И не утерпит, ввяжется в спор, загорячится... В этом месте мы вновь соступим с ровной насыпи повествования и выйдем на коч­ коватое поле размышлений, где много троп, но еще больше неудоб-ицы. Свой рассказ я преимущественно адресовал тем ребятиш-кам-школьникам, что были спутниками героини в поезде. Резонно спрооить: разве им одним интересен жизненный путь славной русской женщины Александры Тихоновны Антиповой? Надо, решил я, показать в первую голову ребятам, какие вокруг них не­ дюжинные люди, их папы-мамы и дедушки-бабушки. Вчера скромная доярка — завтра Герой Социалистического Труда! Оглядитесь, сколько героев, пока наградами не отме­ ченных, сколько биографий, достойных изучения в школе! Но мы-то, люди взрослые, всякое повидали. Как-то, разбирая старые блокноты, я наткнулся на записи с одного колхозного соб­ рания, на котором тогда присутствовал по долгу службы в газете. Д о к л а д ч и к (председатель колхоза): — В этом году мы сработали крайне преотвратительно плохо.Надо нам пере­ строиться... И дальше все глаголы на «у»: усилить, улучшить, увеличить, укрепить, ускорить. С е к р е т а р ь п а р т к о м а : — Мы где-то еще недорабатываем по линии экономического всеобуча, плохо счита­ ем колхозную копейку. Нам предстоит сделать надлежащие выводы из критики... И дальше -все глаголы с приставкой «на»: наладить, наметить, направить, нацелить, напрячь. Г л а в н ы й а г р о н о м : — Качество полевых работ оставляет желать только лучшего, потому что хуже не­ куда-. Нам позарез необходимо учесть -рекомендации... И далее все глаголы с приставкой «по»: потребовать, повысить, поправить, покон­ чить, получить. К о л х о з н и к - т р а к т о р и с т : — Пахали зябь под Елбанкой, приезжает председатель на «Волге»: плохо уголок, такие-сякие, заделали. Только он уехал, следом агроном на «газике»: почему уголок не заделали-? За ним парторг на «Москвиче»: разве так, товарищи, уголок заделывают? Потом бригадир на мотоцикле и тоже про уголок, будь он неладен. Ну заделали! Чест­ но. А теперь так скажу. Ежели у меня или у напарника моего, да у всякого любого, в душе остались темные уголки, почему туда .никто не заглянет? Все «давай-давай». Ведь до чего, товарищи колхозники, у нас дошло воспитание. В страду председатель стопку водки на том краю поля поставил, говорит комбайнеру: доедешь, выпьешь. Он, конечно, доехал и еще вернулся, а потом рога в землю и машину поломал. Стыдно, товарищи колхозники... Недавно я -побывал в тех же местах. Там нынче на базе отстающего колхоза орга­ низовали совхоз. Директор, человек для меня новый, рассказывал, как быстро растет хозяйство, которому все помогают, какие солидные заработки, сколько чего успели пост­ роить и купить — приятно было слушать. Спрашиваю: «А где тот бывший председа­ тель?»— «Да здесь же управляющим центрального отделения остался».— «Как у него с поощрением передовиков: водку на краю полосы ставит?» — «Зачем водку? Нам и коньяк по карману,— усмехается директор и добавляет: — Есть и более сильные мате- риальные-стимулы». «Трагиция!»— как говаривал наш батарейный писарь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2