Сибирские огни, 1976, №2
обшем-то разговора с доярками, прихватил с собой кой-какие документы, в частности, книгу выходов? Э т о— не потому, что он сам не знал складывающейся ситуации. Это — для них, для людей, которые очень мно гое 'поняли и осознали тогда. Или другое: можно до хрипоты спорить, кто и сколько работает. Можно при этом разругаться вдрызг, остаться недовольными друг дру гом. Это все «дет от бездоказательности спора, от неподготовленности разговора, от низкой культуры руководства: людьми. Воз никает вопрос — и Бугаков, а также его специалисты берут данные хронометража рабочего времени, идут с ними к чело-веку, рассказывают ему, поясняют. Если говорить о дисциплине труда, то и в новых условиях прекрасно оправдывают се бя «старые» приемы работы с людьми. Инте ресно, например, что правление колхоза по каждой отдельной профессии разработало и утвердило « а своем заседании четко очер ченный круг обязанностей. И доярка, и скот ник-оператор дойного гурта, и оператор, ра ботающий на откорме крупного рогатого скота, всегда знают, что- они должны делать, а что не входит в их обязанности. — Иногда, это простое, в общем-то, дело недооценивают,— говорит диспетчер колхо за, он же секретарь парткома А. И. Фа- див.— А ведь эта - обычная, на первый взгляд, бюрократическая операция вносит ясность в самые запутанные конфликтные ситуации, если таковые случаются, конечно. Но суть даже не в этом, а в том, что это дисциплинирует людей, нисколько, однако, не сковывая их личной инициативы. Хронометраж на -рабочем месте скотников И. К. Агутина и А. П. Подтуркина показал, что, находясь на, производстве 10 часов 44 минуты, они на работу затратили 7 часов 12 минут, а 2 часа 43 .минуты ушли как без возвратная потеря (искали веревку, вилы, слесаря-ремонтника,). Случаются и курьез ные дела. В одном из коровников работали три скотника, организуя свой .рабочий день таким образом: 25 минут работы, 15 — пере кур, затем снова 30 минут работы, 20 — от дых. Результат исследования: вместо трех здесь оставили двух скотников, которые с успехом справляются с дела.ми. Не последняя роль в укреплении дисцип лины отведена хозрасчетным заданиям. Доярке говорят: — У .вас 60 коров, каждая из которых в состоянии дать 3800 килограммов молока. Мы доводим ва.м задание в 3500 килограм мов и, таким об,ра.зом, 180 центнеров молока, вы получите сверх плана. За. каждый из них .колхоз оплатит по 2 рубля, итого — 360 рублей дополнительной оплаты. При ус ловии, конечно, что будете учиться, повы шать свою квалификацию и уж, разумеется, не нарушать трудовой дисциплины'. Больше надоите — больше получите дополнитель ной оплаты. На практике у большинства, доярок до полнительная оплата составляет 400—460 и более рублей. Подход к .разрешению проб лемы материального стимулирования, как видим, прост, доступен, достаточно нагля ден. Конечно, если животновод без уважи тельной причины не выйдет на работу, со вет бригады (а они в хозяйстве функциони руют во всех пяти бригадах) полностью ли шает нарушителя дисциплины дополнитель ной оплаты. Было бы неправильно представлять дело таким образом, будто все проблемы, связан ные с укреплением трудовой дисциплины, здесь решены. Нет, это не так: колхоз «Большевик» — «живое», развивающееся хо зяйство, в Верх-Ирмени трудятся такие же люди, как и в любом другом селе. Случа ются и эксцессы, и вывихи в поведении от дельных людей, и просто хозяйственные не хватки, которые так или иначе влияют-на настроение колхозников, их дисциплину. Было время, когда Бугаков искал пути «роста отдачи» деятельности специалистов. Начитался литературы о высокоэффектив ных лабораториях НОТ в промышленности, помчался в сельхозинститут, выпросил та.м четырех лучших выпускников, создал кол хозное конструкторское бюро. Расчет был прост: свежие знания, плюс молодой задор, дерзание, четко поставленная перед молоды ми людьми задача поисков нового, прогрес сивного — все это даст обильную пищу для специалистов-производственников, положи тельно скажется на хозяйстве. На практике все оказалось сложнее: быв шие отличники буквально мучились в своем бюро. Им не хватало практического опыта, умения зримо представить себе, что полу чится от их деятельности. Попробовал их Бугаков «подталкивать», но вскоре понял, что сам становится каким-то придатком к этому «КБ». Наконец, собрал ребят, посове^- товался с ними и каждому дал отдельный участок работы. Один стал главным инже нером, другой — инженером-мелиоратором, неплохо чувствуют себя на практической ра боте и остальные. Ну, а как же научный поиск, опытничество? — Идет,— весело отвечает Бугаков,— лучше .идет! Научной работой у нас занима ются пять агрономов, они закреплены за бригадами, каждому да.на тема, методика постановки и снятия опытов, которые очень интересуют хозяйство и которые в действи тельности ведутся на подлинно научной основе. Колхоз затрачивает громадные средства на строительство оросительной системы. Сейчас в хозяйстве под орошением 630 гек таров, а будет 2000. Заложен, -например, опыт возделывания кукурузы на поливе первый в Ордынском районе опыт такого ро да, на 50 гектарах посеяна пшеница «ново- сибирская-67», на 25 гектарах — «свенио». И то, и другое — на поливе. Полив злако вых в Сибири — дело .новое, и первый шаг в этом направлении делает опять-таки «Большевик».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2