Сибирские огни, 1976, №2
ня,— писал в том же письме ученый Елисе еву,— как бы скорее и благоуспешнее за кончить некоторые свои работы, как бы вы сказать в литературе еще несколько муча щих душу дум,— чтобы затем, хоть бы и через полтора или через год, достойно и праведно лечь рядом с ней (О. И. Щапо вой— Н. Як.) в могилу». Слова Щапова оказались пророческими. Не прошло и двух лет, как его не стало. Он умер 27 февраля 1876 года. Памяти своего друга Елисеев посвятил большую часть «Внутреннего обозрения», опубликованного в майской книжке журна ла «Отечественные записки», где с горечью писал, что только после того, как Щапова не стало, о нем вдруг «вспомнили и загово рили. Но при жизни общество с давних лет забыло его. Из русских деятелей едва ли можно указать еще другого, который бы в моральном отношении получил так мало из всего того, что так жадно желал, и ко торый бы находился в таком жалком мате риальном положении». Пожалуй, никому из людей того времени не удалось так глубоко охарактеризовать личность замечательного ученого, вскрыть причину его трагической гибели, как это сделал Елисеев О своем умершем друге он писал как о человеке «огромного таланта» и большого обаяния. «Это была личность в высшей степени симпатичная. Вся мысль его, вся душа его сосредоточивалась в его науке и в текущих общественных идеях и вопросах. Остального ничего для него точ но не существовало». Но по прихоти правительства, оказав шись в ссылке, Щапов, по существу, был лишен возможности заниматься научными изысканиями, а отсутствие материальной поддержки заставляло его браться за лю бую работу. «Он должен был постоянно пи сать,— говорил Елисеев,— писать что-ни будь, чтобы не сидеть без хлеба. Понятно, что вместо зрелых трудов он должен был давать только недоноски, часто в зачаточ ном состоянии». По мнению Елисеева, Щапов мог бы еще многое сделать, но его прежде времени све ли в могилу беспрестанные гонения, кото рым он подвергался, равнодушие общества, а также отсутствие моральной и материаль ной поддержки. И еще ученого угнетало отсутствие перспективы: надежд на возвра щение в Петербург не было, к преподава тельской деятельности пути ему были отре заны, к тому же его статьи, в силу целого ряда причин, все реже и реже появлялись на страницах журналов. «Щапов не вынес тройного гнета,— писал Елисеев,— матери альной нужды, общественной безучастно сти и безнадежности — и погиб»31. Редакция журнала «Отечественные запис ки», по всей вероятности, предполагала по святить Щапову еще одну, но на этот раз более обстоятельную специальную статью. Во всяком случае, Елисеев не случайно в конце своего «Внутреннего обозрения» об ратился ко всем, кто знал умершего истори ка, с просьбой присылать в редакцию вос поминания, заметки о нем и о его жене. Все это, по его словам, послужит «материалом для биографии Щапова». Выступление Елисеева в «Отечественных записках», в котором было сказано немало горьких, но справедливых слов по адресу иркутского общества, оставившего Щапова без всякой поддержки, вызвало недовольст во со стороны редакции газеты «Сибирь». В отделе «Иркутская хроника» редакция попыталась представить дело так, что ин теллигенция Иркутска всегда помогала Ща пову и окружала его вниманием, что посто янная материальная необеспеченность уче ного была ничем иным, как следствием его «крайней простоты, безалаберности харак тера и известной слабости»32. Подобное выступление Елисеев не мог оставить без ответа. В сентябрьской книж ке журнала «Отечественные записки» за 1876 год он привел новые факты и доказа тельства, которые свидетельствовали о том, что его упреки иркутской интеллигенции были Совершенно справедливы, что Щапов действительно «был недоволен иркутским обществом... что из этого недовольства ир кутскою жизнию у него выродилось враж дебное отношение даже ко всей Сибири». К сожалению, Елисеев так и не написал биографию своего друга и ученика. Поме шали сначала бурные события конца 70-х годов, а потом болезнь публициста, из-за которой он в начале 1881 года вынужден был оставить литературу. Правда, в конце жизни тяжело больной Елисеев несколько раз пытался начать работу над воспомина ниями, в том числе и о Щапове, но ничего законченного ему создать не удалось. Од нако то, что было написано Елисеевым и напечатано в «Отечественных записках», послужило отправным моментом для всех, кто писал о Щапове позднее. Сто лет прошло со дня смерти замеча тельного ученого-историка Афанасия Про копьевича Щапова, но интерес к его твор ческому наследию не только не ослабел, а, наоборот, в наши дни стал предметом само го пристального изучения. О Щапове напи саны книги, его трудам посвящены многие работы советских исследователей. И это не случайно. Ведь Щапов был представителем самого передового в XIX веке революцион но-демократического направления в русской исторической науке. Его взгляды на исто рию древней Руси, на общественное разви тие современной ему русской действитель ности во многом перекликались со взгляда ми крупнейших деятелей революционной демократии Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. При этом нельзя не отме тить, что огромное влияние на формирова ние революционно-демократического (пусть не всегда последовательного) мировоззре ния Щапова оказал Г. 3. Елисеев. И поэто му, чествуя память выдающегося историка, мы не можем не вспомнить замечательного сибиряка, одного из лучших публицистов. революционно/ - демократического л'агеря Григория Захаровича Елисеева, которому Щапов был столь многим обязан.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2