Сибирские огни, 1976, №2
кн вернуться в Петербург, где он смог бы продолжить свою ученую и литературно общественную деятельность. Но ему хоте лось появиться там обогащенным новыми знаниями, новыми впечатлениями. Поэтому, едва приехав в Сибирь, он включается в ра- ' боту Восточно-Сибирского отделения гео графического общества: выступает там с лекциями и докладами, принимает участие в экспедиции по изучению Туруханского края, отправляется в Верхоленский округ Иркутской губернии для сбора этнографи ческих материалов и т. д. Не оставляет Щапов и своих научных и литературных занятий. Один за другим от правляет он в Петербург пакеты с публи цистическими статьями, отрывками из боль ших исторических исследований, материалы экспедиций. Ученый стойко переносил обру шившиеся на него невзгоды. По словам Г. А. Лопатина, в первые годы жизни в Си бири «это не был старик, спокойно пережи вающий сладкие подробности былого, а полный жизни человек, глубоко волновав шийся настоящим, горячо боровшийся за будущее». Но все эти благородные устремления Щапова не нашли отклика в среде иркут ского общества, где он, по словам Елисее ва, чувствовал себя «одиноким, заброшен ным, несчастным». Ко всему прочему при бавились и тяжелые материальные затруд нения. Пока была здорова жена Щапова, Ольга Ивановна, еще кое-как удавалось свести концы с концами (О. И. Щапова препода вала в гимназии), а когда она заболела и вынуждена была оставить работу, стало совсем худо. В иные дни не на что было купить даже лекарства для больной, а по рой — и хлеба. Все это заставляло Щапо ва спешно работать, вырывать из своих больших исследований отдельные фрагмен ты и переделывать их в журнальные статьи. Ученый обращался за помощью в Восточ но-Сибирское отделение Географического общества, в Литературный фонд, ко мно гим своим прежним знакомым. Но в помо щи либо отказывали, либо она была столь незначительна, что ни в коей мере не мог ла хоть на время поправить его материаль ные дела. Пожалуй, только у Елисеева Щапов всег да находил и слова ободрения и материаль ную поддержку. К сожалению, письма пуб лициста к Ща.пову не сохранились. Но они были, и .немало их было. Об этом можно су дить по письмам ученого, которые он посы лал своему другу. Удивительны эти письма! Трудно себе представить, сколько заключалось в них че ловеческого горя, страдания, а порой и от чаяния. Своему учителю, наставнику и дру гу Щапов рассказывал о трудной жизни, о беспросветной нужде, о равнодушии ок ружающих его людей. Чуть ли не в каж дом письме Щапов писал об «отсутствии жизненного обеспечения», об «изыскании займа деньжонок», о «долгах и бедствиях», которые совсем замучили его. «А я в на стоящее время... обнищал, оскудел до кон ца и великими долгами одолжен»27,— с го речью сообщал он в одном из писем, напи санном в середине 1872 года. Но в письмах Щапова к Елисееву содер жатся не только жалобы на горькую участь и материальные невзгоды. В них ученый де лится со своим другом замыслами новых исследований, советуется с ним по самым различным вопросам, просит прислать кни ги, которых не мог достать в Сибири (на пример. «Капитал» К. Маркса), обращает ся с просьбами подредактировать его статьи — с тем, чтобы провести их через цензурные рогатки, узнать о возможности издания собрания сочинений... Ни в одном письме Щапова нет и намека на то, что Елисеев не выполнил хоть какую- нибудь из его просьб. А публицисту стоило немалых трудов выхлопотать для своего друга материальную помощь, провести его статьи через цензурное ведомство и, нако нец, просто найти место для его работ даже в журнале «Отечественные записки», одним из редакторов которого он был. Ведь, как правило, Щапов присылал ему очень боль шие статьи, иной раз чуть ли не целые кни ги, которые приходилось разбивать на от дельные части и публиковать в течение не скольких месяцев. Так, например, его рабо та «Миросозерцаяие, мысли, труд и женщи на в истории русского общества» печата лась в журнале «Отечественные записки» с перерывами в течение полутора лет. II это, конечно, было трудно для журнала, ко торый, по словам Елисеева, имел «свою программу довольно разнообразную и... без ущерба для этой программы не мог поме щать на своих страницах слишком объеми стые трактаты или целые книги»38. Все это Щапов понимал и не мог не це нить. Поэтому он и называет Елисеева в своих посланиях «всесердечно-любимым учителем», «другом», «братом». Особенно интересно письмо Щапова от 24 декабря 1872 года, где он говорит о том, какую роль Елисеев сыграл в его жизни и какое влия ние он оказал в свое время на молодежь Казани и Петербурга. «Чем больше я живу в Сибири,— писал ученый,— тем более пре исполняюсь живейшим воспоминанием об вас, глубочайшим уважением к вам. Одно из самых задушевных моих желаний — ос тавить хоть в памятных набросках своих искреннее, теплосердечное, доброе воспоми нание об вас, о вашем благотворном влия нии на молодежь в Казанской духовной академии и в Питере, в среде студентов, о вашем благотворном влиянии «а «ас, мало «бодрствовавших над собой», как вы выра жались в одном письме ко мне, о ващем месте в литературе...»29 Одному из первых Щапов поведал Ели сееву о новом горе, которое обрушилось на него. «С 12 на 13 марта,— писал он,— со мной случилось величайшее роковое в мо ей жизни несчастье — умерла дорогая моя жена»30. Это был страшный удар для Щапова. Теперь он все чаще и чаще думал о смерти. К жизни его привязывало только одно — неоконченные литературные дела и замыс лы, которые он еще не успел осуществить. «Теперь одна только дума озабочивает ме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2