Сибирские огни, 1976, №2
временника»*, хотя отдельные суждения ис торика перекликались и со взглядами со трудников журнала «Русское слово», счи тавших, что основной* задачей общества в настоящий момент является овладение зна ниями и распространение их. Между тем, положение Щапова с каж дым днем становилось все более сложным. Произведения его, одно за другим, запреща лись цензурой, те же, которые удавалось провести через цензурные рогатки, безжа лостно кромсались. Ко всему прочему, на Щапова еще в конце 1862 года поступило несколько доносов, в одном из которых А. Н. Муравьев** писал одному влиятель ному лицу, что книга Щапова «Земство и раскол» «от начала до конца проникнута... мятежным духом, который обнаруживается в самых резких выражениях», что сущность этой книги заключается в изображении рас кола «как п р о т е с т а з е м с т в а п р о т и в п р а в и т е л ь с т в а»24. В результате уже осенью 1862 года пра вительственные круги решили выслать Ща пова из столицы. Комиссия, созданная для наблюдения за лицами «неблагонадежного поведения», решила: «Принимая во внима ние, что бакалавр Щапов своими действия ми заявил себя перед правительством как человек неблагонамеренный и замечен по лицией в буйстве, постановлением от 30-го минувшего ноября заключила: выселить Щапова из С.-Петербурга с учреждением за ним в месте нового жительства секрет ного надзора и воспрещением въезда в сто лицу»25. Щапова предполагали сослать в его род ное село Анга, один из самых глухих райо нов Восточной Сибири. И только благодаря хлопотам друзей ученого, понимавших, что это погубит его, местом ссылки Щапову был назначен Иркутск. Вместе со своей женой Ольгой Ивановной весной 1863 года Щапов прибыл в Ир кутск, где и прожил до конца своих дней. Но и здесь правительство не оставило уче ного в покое. Не прошло и года, как Ща пова обвинили в принадлежности к общест ву сибирских областников (или как их еще называли — «сепаратистов»), И хотя его причастность к делу доказать не удалось, тем не менее новый арест, путешествие под конвоем в Омск, допросы и т. п.— все это снова напомнило Щапову, что он не волен в своей судьбе, -что каждую минуту за ним могут прислать жандармов и отправить ку да угодно, даже на каторгу. \ * Известно, что Н. Г. Чернышевский вни мательно следил за деятельностью Щапова и считал необходимым привлечь его к со трудничеству в «Современнике». Весной 1862 года по инициативе Чернышевского на квартире А. Н. Пыпина состоялась встреча со Щаповым, где, по словам Н. Я. Аристова, «целый вечер продолжался горячий спор между ними о коренных воззрениях на рус скую историческую жизнь и современное состояние народов» (Н. Я. Аристов. Афана сий Прокопьевич Щапов. СПб. 1883, стр. 91). * * А. Н. М у р а в ь е в (1806— 1874) — писатель, автор книг на религиозные темы. М. В. Научитель в своей книге «Жизнь и де ятельность А. П. Щапова» (Иркутск. 1958) ошибочно считает автором доноса М. Н. Му- равьева-Вешателя. Нелегко жилось Щапову и в Иркутске. Не было условий для серьезных занятий, не было рядом близких друзей. Только очень немногие люди приняли участие в судьбе ученого. Одним из них был выдающийся русский революционер Г. А. Лопатин. Позд нее он писал о своих встречах со Щаповым: «Я рвался к нему, как к единственному че ловеку, с которым я мог вполне откровен но поговорить о своих насущных заботах, о своих и общих невзгодах, о своих и об щих надеждах и о своих затеях... Мы горя чо спорили о всяком явлении минуты, за глядывали в будущее...» И далее: «В нашей помойной яме, именуемой Иркутском, не смотря на сорокатысячное население, нет ни одной порядочной библиотеки. Вот и приходилось Щапову перебирать свои ста рые выписки... Невеселая перспектива для человека, так всецело преданного своим за нятиям, как Щапов!»26 Сближению Лопатина и Щапова в нема лой степени способствовало то обстоятель ство, что оба они хорошо знали и глубоко уважали Григория Захаровича Елисеева. Лопатин и Елисеев познакомились в се редине 60-х годов, когда оба они имели не посредственное отношение к делам подполь ного революционного центра в Петербурге. О том, что они хорошо знали друг друга, свидетельствует письмо Щапова к Елисее ву, в котором ои просил своего друга и учи теля принять и оказать содействие .некоему В . А. Бельцову, который «...наслышался об вас от нашего славнейшего молодца-«би- гуна», сидящего теперь в остроге». «Бигун» — это Лопатин, находившийся в то время под арестом за попытку организовать побег Н. Г. Чернышевского из Сибири. К тому времени Елисеев стал одним из ведущих публицистов революционно-демо кратической журналистики. В своих стать ях и «Внутренних обозрениях», печатавших ся сначала на страницах «Современника», а после его закрытия в обновленном жур нале «Отечественные записки», он ставил и решал важнейшие вопросы русской общест венно-политической жизни: о положении крестьянства, о!б эманоипацяи женщин, о народном образовании и т. п. Не терял связи Елисеев и с революцион ным подпольем. Он принимал участие в де лах ишутинского кружка, где, в частности, выступил одним из инициаторов организа ции побега Н. Г. Чернышевского с каторги, был близок с И. А. Худяковым, руководи телем Петербургской подпольной организа ции. И поэтому нет ничего удивительного в том, что, вскоре после покушения Д. Кара козова на царя Александра II весной 1866 года, Елисеев был арестован и несколько месяцев провел в одиночной камере Пет ропавловской крепости. Однако следствен ной комиссии, во главе которой стоял Му- равьев-Вешатель, не удалось собрать до статочно веских улик, чтобы отдать его под суд. Он был освобожден под «строгий по лицейский надзор», который сохранялся за ним до самой смерти. Щапов, между тем, поселившись в Иркут ске, ни на минуту не оставлял мысли о том, чтобы ему рано или поздно в конце все-та-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2