Сибирские огни, 1976, №2
входил в качестве кандидата в члены Цент рального комитета. Своего друга Елисеев познакомил с некоторыми деятелями обще ства, в частности с редактором журнала «Иоюра» В. С. Курочкиным, и привлек Ща пова к участию в некоторых делах «Земли и воли». Есть предположение14, что издание еженедельного литературного и обществен ного журнала «Мирской толк», во главе ко торого предполагалось поставить Елисеева и его друзей (в том числе -и Щапова), было предпринято с целью помочь организацион но оформиться и окрепнуть обществу «Зем ля и воля». Главная идея предполагавшегося издания заключалась в пропаганде необходимости замены самодержавно-крепостнического го сударства свободным демократическим строем. Вот что писал Щапов одному из своих друзей по поводу программы журна- ' ла «Мирской толк»: «Основная, потаенная идея журнала: общинно-демократическая, федеральная или союзная конституция рус ская. Основные начала ее: мир, земство, уравнение прав и средств развития низших классов народа с высшими, сельские мир ские сходы и... думы, всесословные земские общие федеральные советы и проч.»15. В делах нового журнала Щапов принял самое горячее участие: работал над состав лением его программы, написал статьи «О русских раскольниках» и «О русском управ лении XV III века». Однако издание «Мирского толка» не бы ло разрешено. Ознакомившись с программой журнала, Петербургский цензурный комитет заявил, что «...подобное периодическое из дание, доступное простому народу и бедней шим классам наших сословий, получит, по всей вероятности, большое распространение н может этим произвести весьма вредное влияние на упомянутый класс читате лей...»16. На основании такого заключения правительство решило, что гораздо спокой нее будет издание журнала запретить. Неудача не обескуражила Елисеева, Ща пова и их друзей. После долгих поисков они решили взять в свои руки журнал «Век», находившийся тогда в крайне тяжелом по ложении. Не было средств на его издание и, главное, не было подписчиков. Редактором обновленного журнала стал Елисеев. Под его руководством «Век» за сравнительно ко роткую жизнь (журнал выходил с 18 фев раля по 29 апреля 1862 года) заметно выде лялся среди других петербургских газет и журналов последовательно проводимой де- мокр атической общественно-политической программой, чрезвычайно близкой к про грамме «Современника». Недаром вскоре после выхода первых номеров обновленного «Века» цензор IO. Богушевич писал: «.Век» обновлен значительным кружком сотрудни ков, отчасти отделившихся от «Современ ника», которого отрицательное (демократи ческое) и возбуждающее направление пере несено ими и в новый орган, с той при там разницей, что в последнем (т. е. в «Веке» — Н. Як.) направление это осязательно опира ется на реальную основу — на наш простой народ, через это и получает более устойчи вости и влиятельной силы. Поэтому «Век» должен быть рекомендован особенно стро гому вниманию гг. цензоров»17. Одним из самых активных сотрудников журнала «Век» был Щапов. Он опублико вал в нем статьи «Сельская община», «Зем ство», «Земские соборы» XV II столетия» н др. Важно отметить, что в период совмест ной работы на поприще журналистики взгляды Щапова и Елисеева по многим во просам общественно-политической жизни со впадали. Оба они были сторонниками кон ституции и мечтали о таком обществе, в ко тором господствовали бы демократические принципы равноправия и «народосоветия». Щапов н Елисеев считали, что можно пред отвратить процесс буржуазного развития, на который вступала Россия. Они разрабатывают теорию самобытного пути демократизации страны через возрож дение и расширение земских начал, возник ших еще во времена древней Руси, ратуют за созыв Земского собора, который в каче стве органа народного самоуправления дол жен противостоять самодержавному деспо тизму. Все это в конечном итоге сводилось к требованию полной ликвидации самодер жавного управления. Конечно, нельзя не ви деть, что Елисеев и Щапов идеализировали земство, считая его образцом для демокра тической организации общества. Они не за мечали тех глубоких сословных противоре чий, которые на протяжении многих веков существовали в земстве. В целом же, надо отметить, что, выступая сторонниками раз вития земских начал и созыва Земского со бора, Елисеев и Щапов тем самым отстаи вали социалистические принципы переуст ройства общества. В январе 1862 года при активном участии Чернышевского и Елисеева в Петербурге был открыт Шахматный клуб, который вскоре стал своеобразным центром лите ратурной и политической жизни писателей, ученых и журналистов. Здесь проводили свои легальные встречи революционеры, велись конспиративные бе седы, споры и дискуссии. К участию в Шах матном клубе Елисеев привлек Щапова, ко торый вскоре стал одним из самых деятель ных его членов и был хорошо осведомлен о значении этого литературного центра. Не случайно поэтому историк писал своим то варищам в Казань, что он и его друзья со бираются обсуждать в «лубе «насущные во просы нашего времеяи; между прочим, бу дет речь и о литературных листках: «К мо лодому поколению», «.Великоросс» и т. п.»18. И действительно, на своих собраниях чле ны клуба говорили о цензуре, об установле нии свободы книгопечатания, о значении публичных лекций профессоров Петербург ского университета и т. д. Агенты III отде ления, засланные в Шахматный клуб, доно сили, что его члены «отличаются либераль ным направлением», а шеф жандармов В. А. Долгоруков писал в своем докладе Алексан дру II: «Главный предмет рассуждений их (Чернышевского, Некрасова, Елисеева и др. — Н. Як.) в клубе составляют необходи мость конституционного правления и унич тожения цензуры»16. Казалось, что внешне для Щапова все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2