Сибирские огни, 1976, №2
ческих исследований. Молодого ученого больше всего волновала мысль о путях улучшения благосостояния народных масс. Позднее Елисеев вот еще как объяснял повышенный интерес своего ученика к жиз ни народа, его истории и развитию его рели гиозных верований: «Подобно большей час ти людей, родившихся и воспитавшихся среди народа, Щапов, так оказать, с моло ком матери всосал в себя любовь к нему, и идеи о его благосостоянии были всегда близки его сердцу. Суровая, аскетическая дисциплина духовно-учебных заведений, стоявшая в прямом противоречии с препо даваемым в них евангелическим учением о любви, отрицательным путем должна была способствовать уяснению и развитию этих идей, а внимательное изучение древних гра мот, актов, в том числе множества посту пивших из соловецкого монастыря в Казан скую академию раскольнических сочинений, полных caiMbix разнородных протестов, дол жно было открыть более широкий горизонт для их применения»4. Конечно, 'все, что говорил Елисеев о Ща пове*, было справедливо. Но, как нам ка жется, публицист Несколько преуменьшил свое влияние на формирование мировоззре ния « научных интересов будущего ученого. Потом пути Елисеева и Щапова на не- окрлько лет разошлись. В начале 1854 года Елисеев покинул Ка занскую духовную академию и отправился на службу в Сибирь. А спустя пять лет мы видим его уже в Петербурге, где он вскоре становится одним из Идущих сотрудников революционно-демократических журналов «Современник» и «Искра». Щапов же после окончания академии (1856) несколько лет преподавал там, а в 1859 году был приглашен в Казанский уни верситет, где, по словам Елисеева, «полу чил такую блестящую известность, которая едва ли доставалась на долю какого-нибудь профессора...». И хотя все чти годы они ие встречались, однако, Елисеев, всегда внимательно сле дивший за текущей журналистикой, не мог не знать о работах своего бывшего ученика по истории русского раскола **, не мог не слышать ,и о том успехе, который сопровож дал его лекции в Казанском университете. В свою очередь Щагюв, по всей вероятно сти, был знаком с историческими исследова ниями своего учители, печатавшимися в «Современнике» ***. Годы 1859—61 были временем интенсив ного духовного роста как Елисеева, так и * Кстати, все вышесказанное Елисеев мог с полным основанием отнести и к самому себе, с той только разницей, что сам он, в отличие от Щапова, не изучал столь глубо ко и основательно историю русского раско ла, ** Он мог узнать о них, например, из ре цензий Н. А. Добролюбова на работы Щапо ва «Голос древней русской церкви об улуч шении быта несвободных людей» и «Рус. ский раскол старообрядства», напечатанных в апрельской и сентябрьской книжках жур нала «Современник» за 1859 год. * * * Там были напечатаны работы Елисе ева «Богдан Хмельницкий. Соч. Н. Костома рова» (1859, № 12) и «Исторические очер ки...» (1860. № 11). Щапова. Первый, начав сотрудничать в «Современнике», полностью принял програм му революционных демократов и стал ак тивным деятелем революционного и обще ственно-литературного движения 60-х го дов. Что же касается Щапова, то и его ми ровоззрение в этот период претерпевает су-, щественные изменения: он порывает с кле рикализмом, становится материалистом и демократом. В своих лекциях, и научных трудах Щапов начинает последовательно проводить мысль о том, что «главный фак тор в истории есть сам народ, что сущность и содержание истории есть жизнь народ ная»6, что управление государством необхо димо строить на основе широкого привлече ния народных масс, что крепостное право должно быть отменено и т. д. Таким образом, формирование обществен но-политических взглядов Елисеева и Ща пова шло приблизительно в одном направ лении. С той лишь разницей, что взгляды Елисеева отличались большей стройностью и цельностью, чему в немалой степени спо собствовали совместная работа и непосред ственное общение публициста с вождем революционной демократии Н. Г. Черны шевским. Шли годы. И хотя Елисеев и Щапов бы ли хорошо осведомлены друг о друге, тем не менее встретиться им удалось только ле том 1861 года. Произошло это так. Вскоре после отмены крепостного права по всей стране прокатилась волна крестьян ских бунтов. Самым крупным выступлени ем крестьян было восстание в селе Бездна, жестоко подавленное' царскими властями. Свыше трехсот человек было убито и ране но, а Антон Петров, возглавивший восстав ших крестьян, был по личному приказу ца ря расстрелян. Весть об этой жестокой рас праве потрясла всех передовых людей того времени. В знак протеста против бездненского кро вопролития студенты Казанского универси тета отслужили панихиду по убитым, на ко торой с революционной речью выступил Щапов. Ученый осудил расправу над безза щитными крестьянами, заявив, что они «па ли жертвами деспотизма за давно ожидае мую всем народом свободу», что их выступ ление разрушило «наше несправедливое сомнение, будто народ наш неспособен к инициативе политических движений». Свою речь он закончил словами: «Да здравству ет демократическая конституция!»6. О выступлении Щапова стало известно правительству. По указанию Александра II историк был арестован и препровожден в' Петербург. Сначала он находился в тюрьме, а затем в связи с болезнью был помещен в госпиталь. И вот тут-то Елисеев, ссылаясь на давнишнюю дружбу со Щаповым, сумел добиться разрешения на свидание с ним. Ё этом поступке проявилось незаурядное му жество публициста и его стремление по мочь и поддержать -своего старого друга в трудную минуту. Много лет спустя Елисеев рассказывал о встрече в тюрьме: «Мне было трудно узнать в Щапове не только прежнего студента Щапова, которого я знал восемь лет назад,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2