Сибирские огни, 1976, №2
Н. Якушин А. П. ЩАПОВ и Г. 3. ЕЛИСЕЕВ ( К 1 0 0 - Л Е Т И Ю С О Д Н Я С М Е Р Т И А . П . Щ А П О В А ) Удивительно, как иногда похоже склады вается жизнь разных, порой очень непохо жих друг на друга людей. Примером может служить жизнь и литературная деятель ность двух замечательных сибиряков — пуб лициста Григория Захаровича Елисеева (1821—1891) и историка Афанасия Про копьевича Щапова (1831— 1876). Оба они родились в семьях бедных свя щенников, оба росли в деревне, образова ние получили сначала в бурсе, затем в се минарии и, наконец, в духовной академии (Елисеев — в Московской, а Щапов — в Ка занской), оба -после окончания учебы остав лены были на преподавательской работе, оба проявили серьезный интерес к церков ной, а затем к гражданской истории. Но по скольку Елисеев был на десять лет старше Щапова, то он раньше завершил образова ние, раньше начал преподавать. Любопыт но, однако, что в литературе Елисеев и Ща- нов выступили почти одновременно. Статья Елисеева «О Сибири» появилась в журнале «Современник» в конце 1858 года*, а рабо та Щапова «О причинах происхождения и распространения раскола во второй полови не XVII века и первой половине XV III сто летия» была напечатана в журнале «Право славный собеседник» годом раньше. И все-таки, конечно, не общность фактов биографии Елисеева и Щапова позволяет ставить их 'Имена рядом, а та многолетняя и сердечная дружба, которая связывала этих двух замечательных деятелей. Если быть более точным, то первыми печатными произведениями Елисеева были книги «История жизни первых насадителей и распространителей Казанской церкви свя- 7ЛУХЯ Гурия, Варсонофия и Германа» (1847) и «Краткое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерской. Раиф- ской и Мироносицкой пустыни» (1848) Но эти работы были посвящены вопросам цер ковной истории и стоят особняком в лите ратурном наследии публициста. Познакомились они, вероятнее всего, в 1852 году, когда Щапов поступил в Казан скую духовную академию, где уже несколь ко лет преподавал Елисеев. «В Казанской академии,— 'вспоминал позднее Елисеев,— мы были не только знакомы, но и довольно близки между собою. Потому, что и он, и я были сибирские уроженцы, хотя он из В о сточной Сибири, а я из Западной. Земляче ство между сибиряками вообще уважается, и где бы сибиряки ни были, они считают друг друга как бы родственниками»1. Далее Елисеев рассказывает: «Два года он (Щ а пов.—- Н. Як.) слушал у меня русскую граж данскую историю. Он был в числе лучших студентов, но ничем особенно от других не выделялся». Последнее утверждение не сов сем верно. Уже в академии Щапов обратил на себя внимание необычайным трудолюби ем, упорством, стремлением восполнить не достатки своего образоваиия. «Он изумлял всех своим труженичеством,— писал Н. М. Ядрвнцев, хорошо знавший Щапова. —Ча сов по 17 он проводил... за конторкой, так что от его сапог образовались углубления на полу; студенты водили друг друга смот реть на это диво, и углубления прозвали ямами нового столпника, блаженного Афа насия»2. Серьезное отношение к научным занятиям пробудилось .у Щапова не без воздействия Елисеева, который был одним из самых ува жаемых и чтимых профессоров Казанской духовной академии. Лекции его студенты слушали с громадным интересом. И это по нятно. Ведь Елисеев был первым, кто откры то заговорил в академии «о горемычном житье народа и о крепостном праве», «о важности в русской истории народного эле мента»3 и т. п. Многое из того, о чем гово рил Елисеев в овоих лекциях, Щапов проч но усвоил и позднее развил и углубил, как в лекционном курсе, который он читал в Ка занском университете, так и в ряде истори*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2