Сибирские огни, 1976, №2
; шутка даже среди колчаковских верхов: «Ну, поехал Курган сдавать!», «Иу, поехал Петропавловск сдавать!» • Зла авторская ирония и при характерис тике чешского генерала Гайды. Этот пиво вар по призванию неожиданно для многих стал вдруг «освободителем Сибири», как именовали Гайду в колчаковских газетах Омска. Чего стоят одни детали его портре та — «злобно оскалил большой, щучьего разреза, тонкогубый рот», «рослый, поро дистый, с длинным, «коневым», как говорят в народе, лицом...». Но А. Югов никогда не ограничивается передачей одних внеш них черт облика своего героя. Характерис тика его всегдЯ простирается внутрь, в глубь натуры, образа. При этом мы чувствуем документаль ную основу и вместе с тем обнару живаем такие детали и эпизоды, кото рые приближают к нам исторический мате риал, придают ему характеризующую худо- • жественную функцию. Говоря о путях достижения достоверно сти в современной .прозе, Л. Якименко от мечает множество путей: «Чувство «доку ментальности» или, пользуясь определением К. ВаИшенкина, «госпожа Достоверность», в современной прозе может быть достигну та лишь на основе предельного приближе ния к действительности, к глубокому позна нию ее потребностей. Оно создается бес страшным изображением действительных противоречий и конфликтов, пафосом иссле дования, как это мы видели в лучших очер ках В. Овечкина. Оно может создаваться и сближением автора и героя, реальной и вы- мышленной судьбы, когда личное свиде тельство приобретает силу художественного документа» («На дорогах века. Актуальные ■вопросы советской литературы». М., 1973). Надо сказать, что А. Югов в своей эпо пее идет именно этими путями, постигая эпоху революции и гражданской войны. И, быть может, на первый план при этом сле дует выдвинуть знание автором жизненно го материала. Оно проявляется в равной мере и при раскрытии исторических лиц, и героев вымышленных. Благодаря этому ■между «ими как бы стирается граница, про изведение обретает целостность и органич ность, исследовательский и аналитический пафос. Все это и позволяет отметить в дилогии А. Югова «Страшный суд» синтез докумен тального и вымышленного. Не два пласта, пусть и взаимопроникающих, а органиче ский синтез. Факты и документы, говоря словами А. Алдан-Семенова, сверкают при этом всеми цветами радуги, как та самая сосновая ветка — исторический материал,— попавшая в полосу солнечного света. Таким образом, мы имеем все основания говорить о широком .распространении доку- ментализма .в современной советской 'Прозе. Сопоставление произведений даже 'одной историко-революционной тематики убежда ет, что документализм докумснтализму рознь. Мы говорили об иллюстративном й иллю зорном документализме, о документализме ложном, произвольно, трактующем истори ческие события и, наоборот, о документа лизме, страдающем буквализмом. Наконец, о документализме художественном, кото рый органически синтезирует в Сёбе вер ность факту и творческий' вымысел автора. Последний вид документалйзма представ ляется наиболее продуктивным и' .плодо творным в художественном творчестве. И все-таки широкое распространение и разнообразие документалйзма не оправды вает попытки выделить документально-ху дожественную прозу в «особый род литера туры». Многообразие документалйзма сов- ременной советской литературы определено богатыми традициями мировой и русской классики. Лишены какого-либо основания И’ теории, возводящие фйкт во главу угла, процесса художественного творчества, явно переоце нивающие его (факта), «самостоятельную эстетическую значимость». «В недавних выступлениях в защиту прайды фактов,— писал М. Б. Храпченко еще в 1970 году в своей монографии «Творческая индивиду альность писателя и развитие литерату ры»,— ясно звучал мотив «достоверности», так же, как ® них отчетливо выступала не дооценка силы и значения художественно го обобщения. Литература факта не .состоялась». Дерзкий '.«лет фантазии отнюдь не про тиворечит знамению нашего времени' — ана литичности и строгой научности в подходе к любым явлениям действительнос'тИ. Дело в том, как отмечает А. Бушмин в сгоей ра боте «В. И. Ленин о познании и проблемах творческой активности писателя», что «фантазия как творческая сила... все эф фективнее проявляет себя, чГо она' в своем воздушном полёте все больше несет эле ментов восходящего научного знания. И, следовательно, возрастание ее роли нахо дится, как нам думается, ,не в «живом про тиворечий», а в прямой живой связи с тен денцией к росту строгости и точности зна ния» («Русская литература», 1969, № 3). Документализм современной советской прозы — особенность литературы, вызван ная эстетическими потребностями сегодняш него дня, стремлением найти новые и более действенные средства воздействия ,на чи тателя. А ведь ст.ремлеяие к более сильно му .воздействию на жизнь — традиционная особенность реалистической литературы. Особенность эта наиболее яркое проявле ние находит в литературе содиалистическо-' го реализма, в сегодняшней советской литературе. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2