Сибирские огни, 1976, №2
самого факта существования таких прави тельств в России. И для решения этой зад а чи вряд ли найдем более уместный, прямо- таки кричащий о нелепости документ. Все в приведенном отрывке на месте: злая, до ходящая до сарказма, ирония, высокопар ный стиль дипломатических документов, и даже вульгаризм «до опупения», кажется, не мог не сорваться с уст повествователя, когда речь зашла о таком диком парадоксе истории. В дилогии А. Югова, хотя и преобладают герои вымышленные, однако, как и во вся кой эпопее, действуют и исторические лица. При их характеристике писатель особенно тщателен в отборе документального мате риала, хотя и здесь художественный вымы сел отнюдь не исключается. Иначе и быть не может: ведь сюжетные линии героев вы мышленных и подлинных в художествен ном повествовании ,не могут не быть взаи мосвязанными, а, говоря точнее, они долж ны сливаться воедино, донося до читателя идейно-художественную суть произведения. Немного страниц в дилогии, где в дейст вие непосредственно включается В. И. Л е нин. Но, как верно признано критикой, об раз его органически вошел в эпопею пото му, что с ним непосредственно связаны судьбы многих и многих ее персонажей. Прежде всего, судьба революционера Кед рова, одного из наиболее ярких образов ди логии. Вместе с Кедровым к Ленину при ходит и центральный герой эпопеи Шатров. В едь это именно у него из глубины сердца вырываются слова о Ленине: «Да а! В этой голове хватит свету для всех!» Словами этими н завершается роман-эпопея А. Юго ва, открывая перед ее героями широкую перспективу будущего. Ленин связа.н в дилогии, конечно, не толь, ко с персонажами вымышленными. Огром ную силу его энергии и гениальную прозор ливость читатель ощущает в прекрасно и эмоционально выписанных сценах, посвя щенных истории Брестского мира. Публи цистические средства здесь играют решаю щую роль. Но дело в том, что они, как пра вило, имеют характеризующую функцию; средства эти помогают писателю раскрыть образы тех или иных героев дилогии. И по тому точнее будет сказать, что эти средства художественно-публицистические. Благода ря им писатель доносит до нас всю остроту момента и убедительно раскрывает при этом предательское и вероломное поведение Троцкого. Троцкий упирает порою надменно-злой взор в генерала Гофмана, изрекает, по свое му мнению, мудрейшие декларации, вро де — «ни мира, ни воины». «Одной сво ей заключительной фразой, — повествует А. Югов,— Троцкий в конечном счете про пихнул в ненасытную пасть удава не толь ко Польшу, Литву, Эстонию, Финляндию, но и Белоруссию и Украину, а затем ,й Крым, и Донбасс, Батум и Карс — сотни городов и тысячи сел, чуть ли не половину всего народонаселения России!» Но и этим ,не обошлось фанфаронство Троцкого: итоги переговоров «укоротили жизнь Ленина не менее, чем пуля Каплан». «Недаром, когда ощутил он (Ленин) пер вые признаки надвигавшегося на него смер тельного недуга и когда Надежда Кон стантиновна, поверив заключению одного из высоких врачебных авторитетов, сказала ему однажды, что все это от переутомления, Владимир Ильич скорбно и болезненно усмехнулся и, покачав головой, возразил ей: — Нет, Надюша... нет, нет! Это «и от какого там переутомления: это... Брест!» И опять небольшой эпизод оказывается способным выразить очень многое. Но ведь такого рода лаконичность приходит не са ма по себе — она результат тщательного и глубокого знания. К. Паустовский верно как-то заметил: «Самая действенная, самая потрясающая проза — это проза сжатая; из нее исключено все лишнее, все, что мож но не сказать, и оставлено лишь то, что сказать совершенно необходимо. Но для того, чтобы писать сжато, иадо то, о чем пишешь, знать настолько полно и точно, чтобы без труда отобрать самое интересное и значительное, не растворяя водой излиш них подробностей. Сжатость дается исчер пывающим знанием» («О писательском тру де», М., 1955). Нельзя не отметить лаконичного и вмес те с этим довольно исчерпывающего рас крытия в дилогии и образов таких истори ческих лиц, как адмирал Колчак и чешский генерал Гайда. Сталкивая верховного правителя с героя ми вымышленными, например, с адъютан том, писатель имеет возможность очень многое показать в своем персонаже через восприятие Сергея Шатрова. Понятно, что это не дает автору права свободно опери ровать фактами биографии адмирала, но свободно передавать то, как эти факты воспринимает молодой офицер, писатель получает право. И это расширяет его воз можности. Не ускользает от внимания адъютанта страсть верховного правителя к «изречени ям, исполненным героического звона и при годным к запоминанию историков и потом ства». За иные из них адмирал дорого по платился: «Раз армия на фронте раздета — «е надену и я теплой шинели!» — изрек как-то адмирал и вскоре свалился с воспа лением легких. Автор добавляет при этом от себя: «Не любит Йемезида-История, ког да иные бонапарты начинают с воспаления легких!» После взрыва и пожара в колчаковском особняке Шатрова-младшего потрясла жес токая неуместность первого вопроса адми рала: «А лошади мои не пострадали?». Тчк, шаг за шагом Шатров начинает видеть подлинную суть своего кумира. Способст вует этому и отношение к верховному пра вителю его ближайшего окружения. Доста точно привести один эпизод романа: «Во время отступления после челябинской ката строфы Колчак дважды приезжал к Саха рову. Злосчастному адмиралу льстецы успе ли внушить блажную мысль, что одно его появление на фронте способно вдохнуть дух победы в отступающие войска. А между тем, когда Омск узнавал о его очередном отъезде на фронт, то обычной стала горькая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2