Сибирские огни, 1976, №2

лого и документального», эпический размах достигается лишь тогда, когда «герои исто­ рические... и вымышленные... как бы допол­ няют друг друга и в совокупности образу­ ют живую и полнокровную картину...» («Герой и народ. Раздумья о судьбах эпо­ пеи». М., «Современник», 1973). Не сопоставление логики истории с логи­ кой поведения отдельной личности придает дилогии А. Югова эпическую емкость, как утверждается в -ранее цитированной статье, а .владение материалом и ком,позиционное искусство, позволяющие писателю соединить «вещий гул времени» с историей жизни од­ ного человека, — .вот что отличает лучшие страницы дилогии «Страшный суд». Не в этом ли'суть эпоса социалистического реа­ лизма? Во -всяком случае, мы -можем при достижении такого слияния говорить об ор­ ганическом синтезе художественного вы­ мысла и документального начала. В первой книге дилогии — романе «Шат­ ровы» — .находим немало документов, ха ­ рактеризующих деятельность м-ракобеса и малограмотного политикана Григория Р ас­ путина. Но писателя -меньше .всего интере­ сует сама по себе история ближайшего друга царствующей фамилии, подробности ого сомнительных похождений и интриг. Романист верен изображаемому -времени. А раз так, то он просто не мог оставить в стороне историю Распутина, с которой тог­ да связывали не только жизнь царствующей фамилии и самого императора, но и буду­ щее России. Действие романа охватывает 1916— 1917 годы, а Распутин был убит 17 декабря 1916 года. Разве могли гости Арсения Тихоно­ вича Шатрова (с празднования дня рожде­ ния его жены Ольги Александровны начи­ нается ро-ма-н) обойти эту тему в своих спо­ рах и раздумьях о болезнях и дальнейших путях России? На празднике у Шатровых мы впервые встречаем многих героев дилогии. Здесь мы знакомимся с детьми хозяина и хозяйки до­ ма — Никитой и гимназистами Сергеем и Володей Шатровыми. Сюда . съезжаются знатные предприниматели — Сычовы и Башии-н, адвокат Кощанский, отец Васи­ лий и, наконец, друг семьи Шатровых — Матвей Матвеевич Кедров. Ни у кого из присутствующих на этом празднике нет сомнения, что Распутин, «сие феноменальное явление нашего русско­ го мира», как говорит адвокат Кощан­ ский,— факт, позорящий самодержца и его ближайшее окружение. Но насколько полярно оценивается это явление! Отец -Василий считает это наваждением— «попущение господне над Россиею, а он, Распутин, сей якобы простец обличием, по существу есть антихршт». Тут же Кощан­ ский уточняет это мнение шуткой: «Полно­ те, отец Василий! Гришка Распутин — ан­ тихрист? Много чести: разве что кучер ан­ тихриста!» Предприниматель Сычов, ярый монар­ хист, помешанный к тому же на ненависти к масонству, и здесь пытается свое слово вставить в защиту императора, объясняя всю неприглядную историю с Распутиным происками «масонских братьев». Никита Шатров видит в этом факте «грустную материю». Не спорит он и про­ тив поправки Кедрова — «вернее, гнус­ ная». «А я, господа,— продолжает Матвей Матвеевич,— быть может, проще всех смот­ рю на все, что там в Царском происходит: рыба с головы тухнет!» Простая и вместе с этим точная оценка большевика Кедрова противостоит и мисти­ ческому объяснению отца Василия, и веле­ речивым разглагольствованиям либерала Кощаиского. Кроме того, читателя убежда­ ют слова Кедрова еще и потому, что они — голос народа. Ведь разговоры о Распутине выходят далеко за пределы гостиной Шат­ ровых. На мельницах приехавшие с разных сторон Тобола крестьяне постоянно толку­ ют о том, что «тюменский мужичок» шибко наследил у царя в хоромах». Документальный материал обретает в ро­ мане характеризующие фу-нкции, помогая писателю многое сказать о своих вы-мыш- . ленных героях. Подлинные цитаты из пи­ сем и записок Распутина перемежаются с вымышленными сценами, сценой встречи Никиты Шатрова с Распутиным или сценой в синематографе. Происходит и много политических споров между героями романа. И каждая такая дискуссия помогает читателю лучше пред­ ставить себе героев, заметить сдвиги в их взглядах. В одну из таких встреч адвокат Кощанский обращает внимание своих собе­ седников на снимок в еженедельнике. Здесь запечатлен п-риезд нового главнокомандую­ щего — генерала Корнилова. Оказывается, фигура именно такого диктатора больше всего устраивает теперь «либерального» адвоката. На снимке хорошо видна публика у вокзала — «густая толпа котелков, шляп, цилиндров, огромнейших, -похожих на рас­ крашенные торты или даже на клумбы дам­ ских шляп; студенческих и офицерских фу­ ражек». После такого описания не нужно уточнять, чей кумир генерал Корнилов. Нередко А. Югов приводит документы и факты в авторских отступлениях, прямо и точно выражая свое к ним отношение. Та­ кие отступления чрезвычайно убедительно характеризуют те или иные события: «До какого, грубо говоря, «опупения» доходила эта анекдотическая вражда двух прави­ тельств — омского и самарского,— говорит яснее ясного .такой случай. Должно было состояться очередное заседание «самарско­ го совета министров». Вопрос, поставлен­ ный на обсуждение, затрагивал взаимоот­ ношения Омска и Самары. Поэтому омский представитель и попросил разрешения при­ сутствовать. Но министр иностранных дел «самарского правительства» возмущенно от­ казал ему особой нотой, ссылаясь на то, что «международное право» не предусмчт- •ривает случаев, когда бы «посол иностран­ ной державы» участвовал в заседании ка­ бинета министров данной державы!» Сотни и сотни документов можно отыс­ кать о деятельности са-марскоо и омского правительств. Но писателю необходимо подчеркнуть чудовищность и надуманность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2