Сибирские огни, 1976, №2
ского развития. Роман С. Сартакова своей художественной сутью противостоит таким, ныне модным, буржуазным измышлениям. Да, главным достоинством нового романа С. Сартакова, как уже отмечалось, несом ненно,. является художественное утвержде ние принципа историзма. Но это не значит, что всегда и во всем писателю сопутствует успех. Так, .в романе «А ты гори, звезда» значительно слабее, с недостаточной психо логической достоверностью раскрыта се мейная, личная жизнь Иосифа Дубровин ского. Надо ли доказывать сегодня, что это обедняет роман: ведь все сферы человече ской жизни органически между собой свя заны, взаимодействуют и взаимовлияют. Практика сегодняшнего литературного про цесса блестяще это доказывает. Достаточно сослаться на недавние произведения В. Ас тафьева, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, С. З а лыгина, Ю. Трифонова, В. Распутина. На мой взгляд, непоследователен С. Сар- таков и в раскрытии трагической смерти Дубровинского, который гибнет в романе в результате несчастного случая. Стоит вни мательнее всмотреться в диалектику души героя в последней части романа «А ты гори, звезда», как улавливается явное несоответ ствие между думами героя и трагическим исходом, И поныне смерть Дубровинского остается загадкой. Одни источники утверждают, что это было самоубийством, другие — несча стным случаем, а третьи — не исключают и возможности убийства. Какую версию из брать в таком случае писателю, автору до кументально-художественного произведе ния? Он вправе избрать любой из вариан тов, но с обязательным условием — психо логически обосновать его. Точно замечено — имеет значение только жизнь революционера, а не его смерть. Смерть всегда нелепа. Но мы имеем дело с художественным произведением, где закон психологического обоснования — один из важнейших, определяющих его художест венную емкость и убедительность. Тем и сложен писательский труд. Как видим, и художественно-докумен тальная проза, к каковой мы относим ро маны «Красные и белые» А. Алдан-Семено- ва, «А ты гори, звезда» С. Сартакова, не может ограничиваться пересказом (пусть да же беллетризова.нным) документов истории. Как только автор ограничивает свою зада чу буквальной передачей событий и фактов, он выносит свое произведение за пределы художественной литературы. Не случайно К. Федин как-то категорич но заметил: «Правда жизни может быть пе редана в художественном произведении только с помощью творческой фантазии». Подобные утверждения нетрудно обнару жить и у М. Пришвина, и у К. Паустовско го, и у других крупных художников слова. Нельзя .не считаться и с опытом писателей, о которых мы вели речь до оих пор... В одной из юбилейных статей об А. Юго ве находим такую похвалу в адрес писа теля и его дилогии «Страшный суд»: «В многоплановой этой эпопее,— пишет Г. По- литыко,— отчетливо различимы два* взаимо проникающих пласта: асторико-публици- стический, заключающий в себе солидную документальную основу, и пласт непосред ственного художественного раскрытия ха рактеров и судеб героев» («Наш современ ник», 1972, № 3). Если документальный пласт всего лишь историко-публицистический материал, не имеющий непосредственного отношения к художественному раскрытию характеров, то такой пласт неорганичен, чужд произведе нию. А это отнюдь не достойно похвалы. Правда, в дилогии А. Югова дело обсто ит несколько иначе, хотя и просчетов по добного рода автор полностью избежать ие смог. Писатель, очевидно, и сам чувст вовал, как порою некоторые страницы за хлестывал «непереваренный» документаль ный, публицистический материал. Сделать такое предположение позволяет одно из последних изданий дилогии («Роман-газе та», 1973, №№ 7, 8), в котором писатель решительно освобождается от так называ емого историко-публицистического пласта. Так, в издании 1971 года читаем: «В то вре мя, когда голос Ленина, голос большеви ков, будто гулкий, неистово могучий, испо линский колокол вечевого набата, бил, бил, пронзая сознание, непрестанно наращивая и учащая свои удары, подымал, будил, звал миллионы и миллионы рабочих, крестьян, солдат...» Чуть дальше, в этой же части: «И туда — на Дальний Восток, в Сибирь, в Хабаровск, в Иркутск, в Читу; в казармы и теплушки митинговавшей армии; в железнодорожные мастерские Красноярска, Кургана, на вели кий сибирский путь — были брошены пар тией опытнейшие агитаторы, бесстрашные боевики. Там, в Сибири, были в те дни и Киров, и Куйбышев, и Курнатовский, и Костюшко- Волюжанин, и любимец Ленина — Иван Васильевич Бабушкин, убитый карателями и$ поезда Закомельокого». В последнем издании не только этих, но ц многих других историко-публицистических отступлений мы уже не находим, писатель совсем другими средствами достигает худо жественного эффекта. Ему важна не без граничная панорамность, не (беспредельная обобщенность повествования, а подлинный эпический размах, который, как известно, достигается только значительными, .выра жающими свое время героями, художест венно емашми картинами народной жизни. Не .назовем мы дилогию А. Югова, как романы А. Алдан-Семенова и С. Сартакова, документа льно-художественным повество ванием. Все главные герои «Страшного су да» — персонажи вымышленные, а иополь- зуемые исторические материалы чаще всего в такой мере трансформируются, что они органически вплетаются в художественную ткань произведения или соотносятся с вы мышленными .персонажами, срастаются с ними, обретая, таким образом, звучание ти пических явлений и характеров. .Говоря о жанре романа-эпопеи, исследо ватель И. Кузьмичев справедливо отмечает, что произведения такого жанра «строятся на сопряжении двух начал — вымышлен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2