Сибирские огни, 1976, №2
фигура революционера, как Дубровинский. Но не только поэтому. Главное здесь — отбор жизненного мате риала, его осмысление и художественное обоснование. А разве это возмож-но без творческой фантазии, без художественного вымысла? Именно психологическое, эмоци ональное, логическое обоснование поступ ков, столкновений и характеров позволяет раскрыть жизнь революционера в тесных связях с историей, действительностью, в столкновении или контактах со многими людьми самых различных социальных групп. Художнику таким образом удается проникнуть в секрет формирования револю ционера по» влиянием самой жизни. Основательная и активная разработка ис торико-революционной тематики выдвига ет и другие проблемы. Ныне в таких произ ведениях наметились различные варианты творческих решений. Одни книги близки к приключенческому, детективному жанру. Здесь немалое место занимают описания арестов и побегов, тайных встреч и поли цейской слежки. Другие главное внима ние уделяют бытописанию действительно сти той поры, выявлению особенностей раз личных социальных слоев, типов. Однако, как верно замечает С. Сартаков, эти варианты отнюдь не снимают опасно сти повторений. Где же выход? Писателю он видится в следующем: «В романе «А ты гори, звезда» мне хочется выдвинуть на первое место не описание быта или подроб ностей конспирации и сопряженных с нею подвигов и приключений, а политическую борьбу. Она — главный герой. Иными сло вами, И. Ф. Дуброви,некий в революции — это как бы кусок жизни всей партии, взя той хронологически на протяжении жизни Дубровинского» («Оиб. огни», 1974, № 6). Иными славами, писатель осмысливает под определенным углом зрения жизнь сво его героя и тем самым избегает возможно сти повторения. Если к этому добавить, что С. Сартаков в своем романе постоянно пользуется художественным вымыслом, то станет ясно, что произведение «А ты гори, звезда» не имеет ничего общего с буквализ мом и пассивным следованием за фактами истории. Напротив, книга, посвященная предоктябрьским событиям, нередко получа ет прямой выход в современность, сегод няшнюю идеологическую .борьбу. С. Сартаков немало страниц романа уде ляет Зубатову, огранке, папу Гапану. Стра ницы эти очень интересны и сами по себе, они несут много нового, .ранее неизвестного читателю. Но изложение этих фактов от нюдь не самоцель для автора. Зловещие исторические лиц'а выглядят в книге чрез вычайно серьезными, коварными и опасны ми врагами революции, и тем не менее, ни Зубатов, пи Гапои ничего не способны из менить в объективном процессе революцио низирования' самых широких народных масс. Вот почему в Астрахани собрание у бондарей заканчивается не гимном «Боже, паря храни», как предполагалось, а лозун гом «Долой самодержавие!» По этой же причине из гапоновских собраний рабочих часто получалось иное, чем было задумано. Побеждает в конечном счете Дубровин- ский, побеждает революция, потому что на их стороне сама история, закономерности которой с научной точностью учитывает марксистское учение. На что же полагаются враги революции? Вот каков, налример, поп Га-пон накануне кровавого воскресенья: «.План его рассчитан был только на самого себя. А .все другие си лы, в том числе и противоборствующие, для него как бы не существовали. Он знал: на ступит завтра день, и начнется шествие ко дворцу ото всех одиннадцати отделов его «Собрания». А больше не знал ничего... Его несла волна, им же поднятая, волна, разм-а- ха, .направления которой он не предвидел». Так художественными средствами доку ментального повествования утверждается один из ведущих .принципов социалистиче ского реализма — осознанный историзм мышления. Главное я деятельности Иннокентия (партийный псевдоним Дубровинского) — глубокое постижение жизни, опыта людей самых .различных социальных слоев. Много му научили его этапы в Сибирь, встречи с крестьянином Петром, его женой Пра сковьей, другими жителями сибирских сел (все эти персонажи, кстати, вымышленные), где волею царских слуг побывал Дубровин- екий. А общения с товарищами по партии, с Л. П. Радиным, .например! Совершенно особый смысл для Дубровин ского имели встречи с В. И. Лениным, сов местная с ним работа. Вместе с Владими ром Ильичем Дубровинский обсуждает , причины поражения Кронштадтского высту пления в революция 1905 года. Ленин отме тает скороспелые эмоциональные выводы, настаивает на строго научном анализе собы тий, на всестороннем учете всех обстоя тельств и, вместе с этим, на творческом, но ваторском подходе к решению любых за дач. Дубровинский .мысленно .признается се бе, что в своей повседневной работе рево- люционера-подполыцика до сих пор дейст вовал чаще всего интуитивно. Понимает он теперь уязвимость и слабость таких эмоци ональных решений, чувствует преимущест ва ленинского «математического ключа» к тем или иным событиям. Живое я .плодотворное воздействие Л е нина на Дубровинского ощущается в са мых различных эпизодах романа. Но чув ствуем мы и другое — как конденсируется в мыслях, работах и действиях вождя ре волюции опыт Дубровинского, Радина, Кра сина и многих других героев романа. Этим утверждается опять-таки чрезвычайно важ ная мысль: сила гения Ленина не в том, что он направлял исторические события в желаемом русле а. в том, что на. осно ве марксистского анализа событий ви дел объективные закономерности истории и способствовал их ускорению. Известно, что ныне буржуазные теорети ки, оказавшись не в состоянии перечеркнуть личность Ленина, идут на другую полити ческую уловку: объясняют победу Октябрь ской революции исключительно субъектив ными качествами Ленина, .полностью отри цая объективные закономерности историче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2