Сибирские огни, 1976, №2
Здесь же писатель сообщает факты, кото рые позволили ему именно так рассказать об эпизоде в Омске: М. Н. Тухачевский страстно любил музыку, охотно помогал му зыкантам и певцам. С благодарностью вспо минает, например, Д. Шостакович о марша ле Тухачевском как о человеке, сыгравшем определенную роль в его музыкальной судь бе; молодому певцу Нэлеппу Тухачевский помог поступить в консерваторию. Извест но, что сам Тухачевский делал скрипки, на писал специальную статью «Справка о грунтах и лаках для скрипки»; возил всю гражданскую войну с собой любимый инст румент. Разве важно при этом, действительно ли имел Тухачевский встречу с неким музыкан том, действительно ли подарил ему свою скрипку? Важно то, что не нарушена правда характера, выявлена его логика. То же самое можно сказать о великолеп но и точно выписанных характерах писате ля Антона Сорокина и поэта Георгия Мас лова. В первом «из них особенно подчерки ваются антивоенные настроения, его не сколько отвлеченный гуманизм, а ведь это и есть существеннейшие особенности творче ства и личности А. Сорокина. В характере Маслова зримо проявляется его пессимисти ческое умонастроение, усталость от неудов летворяющего его м«ира. В сценах, где действуют эти персонажи романа, мы .находим больше всего докумен тальных материалов, но здесь «немало и та кого, что не засвидетельствовано ни одним документом. Но мы верим каждо«му слову этих героев, каж-дая их мысль для нас убе дительна. Секрет этого — в точности коло рита, в умении видеть не только факт, но и его логику, в точном раскрытии «пафоса каждого героя. Да, документально-художественное ло- вествова«ние предполагает обязательное включение документа в сюжет произведе ния, но «не «исключается, а «предполагается определенная трансформация всех «материа лов, их подчинение общему «идейно-художе- ственному замыслу. И не в отсутствии ли трансформации, не в буквализме ли, этакой протокольное™ стиля многих страниц слабость докумен тальной повести М. Пронина «Комиссар «Авроры», рассказывающей о жизни перво го комиссара легендарного крейсера А. В. Белышева? Конечно, сами революционные со«бытия, история «Авроры» и, ее экипажа не могут ос тавить ра,внодушны-м читателя. Но насколь ко острее был бы этот интерес, если бы ав тор смог показать своих героев не только анкетно. Парою М. Пронин пытается сказать что- то большее о своем центральном персонаже, но успех ему здесь сопутствует крайне ред ко. Чаще всего такие попытки раскрытия внутреннего мира героя отличаются «неопре деленностью, приблизительностью, самыми отвлеченными рассуждениями. «Прошел год,— «пишет автор...— Александр так круто повернул свою судьбу, что потом и сам «не мог толком понять, как это произошло». Но «ведь и читатель остается в таком же неве дении. Или: «Александр распахнул бушлат и повернулся лицом к ветру. Его перепол няло восторженное чувство, события «воспри нимались как захватывающий праздник. Те же чувства испытывала вся команда». И это мало что дает читателю. Последние главы повести уже откровенно протокольны. Ограничусь одним примером: «Продолжая трудиться на заводе «Ленэнер. го», Александр Викторович вел широкую пропагандистскую .работу не только ,на ко рабле. Как участник Великого Октября, он выступал перед солдатами, матросами, ра бочими, колхозниками, школьниками в Л е нинграде, Кронштадте, Москве, в столицах союзных республик,, в Ульяновске, в горо дах, селах, станицах Белоруссии, Украины, Кубани, в Ивановской. Владимирской, Брянской, Пензенской и других областях. В октябре 1956 года в составе делегации ста рых большевиков А. В. Белышев посетил Румынию». ...Размышляя об особенностях художест венно-документальной прозы, о допустимо сти вымысла в произведении, где герои — подлинные исторические лица, С. Сарта«ков приходит к недвусмысленному выводу: не возможно написать «исторический роман «со стенографической точностью всех приводи мых в нем разговоров, с фотографической точностью дат «и маршрутов всех передви жений... Видимо, все-такн роману— роман ное построение «и эмоциональную наполнен- «ность; научному труду — микронную точ ность даже в мельчайших фактах, с неиз бежной сухостью. А Читателю выбирать, что ему больше подходит по складу своего характера» («Сиб. огни», 1974, № 6). Утверждение это реализуется и в послед нем романе С. Сартакова «А ты «гори, звез да» — произведении о профессиональном революционере, члене ЦК РСДРП, актив ном -сподвижнике Ленина — Иосифе Федо ровиче Дубровинском. Рома,н дает достаточно полное представ ление о жизни Дубровинского. Вот он еще мальчиком вместе с земским врачом Грако вым делает все, что может, ,в момент страш ной холерной эпидемии. Потом ,в Орле — первые шаги в революционной работе; двадцати летним юношей предстает он пе ред царской охранкой как один из руково дителей «Рабочего союза». Дубровинский в первой «ссылке. Вскоре самое активное уча стие принимает в революции 1905 года. Он организатор ,и «руководитель «выступления матросов в Кронштадте. Встреча с Лени ным. Многократные выезды за границу. И снова нелегальная революционная деятель ность в России. Ссылки, каторга, побеги, тяжелая болезнь. Гибель в Туруханской ссылке в 1913 году. Если бы «писатель по-шел по «пути букваль ного воспроизведения всех эпизодов жизни революционера, простой беллетризации его встреч и столкновений, то художественная ценность романа «А ты гори, звезда» све лась бы «к «нулю. Но этого ие происходит. На против, по единодушному м-невию «критики, автор достигает эпического размаха и ем кости. Бесспорно, этому способствует то, что в центре повествования такая крупная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2