Сибирские огни, 1976, №2

Здесь же писатель сообщает факты, кото­ рые позволили ему именно так рассказать об эпизоде в Омске: М. Н. Тухачевский страстно любил музыку, охотно помогал му­ зыкантам и певцам. С благодарностью вспо­ минает, например, Д. Шостакович о марша­ ле Тухачевском как о человеке, сыгравшем определенную роль в его музыкальной судь­ бе; молодому певцу Нэлеппу Тухачевский помог поступить в консерваторию. Извест­ но, что сам Тухачевский делал скрипки, на­ писал специальную статью «Справка о грунтах и лаках для скрипки»; возил всю гражданскую войну с собой любимый инст­ румент. Разве важно при этом, действительно ли имел Тухачевский встречу с неким музыкан­ том, действительно ли подарил ему свою скрипку? Важно то, что не нарушена правда характера, выявлена его логика. То же самое можно сказать о великолеп­ но и точно выписанных характерах писате­ ля Антона Сорокина и поэта Георгия Мас­ лова. В первом «из них особенно подчерки­ ваются антивоенные настроения, его не­ сколько отвлеченный гуманизм, а ведь это и есть существеннейшие особенности творче­ ства и личности А. Сорокина. В характере Маслова зримо проявляется его пессимисти­ ческое умонастроение, усталость от неудов­ летворяющего его м«ира. В сценах, где действуют эти персонажи романа, мы .находим больше всего докумен­ тальных материалов, но здесь «немало и та­ кого, что не засвидетельствовано ни одним документом. Но мы верим каждо«му слову этих героев, каж-дая их мысль для нас убе­ дительна. Секрет этого — в точности коло­ рита, в умении видеть не только факт, но и его логику, в точном раскрытии «пафоса каждого героя. Да, документально-художественное ло- вествова«ние предполагает обязательное включение документа в сюжет произведе­ ния, но «не «исключается, а «предполагается определенная трансформация всех «материа­ лов, их подчинение общему «идейно-художе- ственному замыслу. И не в отсутствии ли трансформации, не в буквализме ли, этакой протокольное™ стиля многих страниц слабость докумен­ тальной повести М. Пронина «Комиссар «Авроры», рассказывающей о жизни перво­ го комиссара легендарного крейсера А. В. Белышева? Конечно, сами революционные со«бытия, история «Авроры» и, ее экипажа не могут ос­ тавить ра,внодушны-м читателя. Но насколь­ ко острее был бы этот интерес, если бы ав­ тор смог показать своих героев не только анкетно. Парою М. Пронин пытается сказать что- то большее о своем центральном персонаже, но успех ему здесь сопутствует крайне ред­ ко. Чаще всего такие попытки раскрытия внутреннего мира героя отличаются «неопре­ деленностью, приблизительностью, самыми отвлеченными рассуждениями. «Прошел год,— «пишет автор...— Александр так круто повернул свою судьбу, что потом и сам «не мог толком понять, как это произошло». Но «ведь и читатель остается в таком же неве­ дении. Или: «Александр распахнул бушлат и повернулся лицом к ветру. Его перепол­ няло восторженное чувство, события «воспри­ нимались как захватывающий праздник. Те же чувства испытывала вся команда». И это мало что дает читателю. Последние главы повести уже откровенно протокольны. Ограничусь одним примером: «Продолжая трудиться на заводе «Ленэнер. го», Александр Викторович вел широкую пропагандистскую .работу не только ,на ко­ рабле. Как участник Великого Октября, он выступал перед солдатами, матросами, ра­ бочими, колхозниками, школьниками в Л е­ нинграде, Кронштадте, Москве, в столицах союзных республик,, в Ульяновске, в горо­ дах, селах, станицах Белоруссии, Украины, Кубани, в Ивановской. Владимирской, Брянской, Пензенской и других областях. В октябре 1956 года в составе делегации ста­ рых большевиков А. В. Белышев посетил Румынию». ...Размышляя об особенностях художест­ венно-документальной прозы, о допустимо­ сти вымысла в произведении, где герои — подлинные исторические лица, С. Сарта«ков приходит к недвусмысленному выводу: не­ возможно написать «исторический роман «со стенографической точностью всех приводи­ мых в нем разговоров, с фотографической точностью дат «и маршрутов всех передви­ жений... Видимо, все-такн роману— роман­ ное построение «и эмоциональную наполнен- «ность; научному труду — микронную точ­ ность даже в мельчайших фактах, с неиз­ бежной сухостью. А Читателю выбирать, что ему больше подходит по складу своего характера» («Сиб. огни», 1974, № 6). Утверждение это реализуется и в послед­ нем романе С. Сартакова «А ты «гори, звез­ да» — произведении о профессиональном революционере, члене ЦК РСДРП, актив­ ном -сподвижнике Ленина — Иосифе Федо­ ровиче Дубровинском. Рома,н дает достаточно полное представ­ ление о жизни Дубровинского. Вот он еще мальчиком вместе с земским врачом Грако­ вым делает все, что может, ,в момент страш­ ной холерной эпидемии. Потом ,в Орле — первые шаги в революционной работе; двадцати летним юношей предстает он пе­ ред царской охранкой как один из руково­ дителей «Рабочего союза». Дубровинский в первой «ссылке. Вскоре самое активное уча­ стие принимает в революции 1905 года. Он организатор ,и «руководитель «выступления матросов в Кронштадте. Встреча с Лени­ ным. Многократные выезды за границу. И снова нелегальная революционная деятель­ ность в России. Ссылки, каторга, побеги, тяжелая болезнь. Гибель в Туруханской ссылке в 1913 году. Если бы «писатель по-шел по «пути букваль­ ного воспроизведения всех эпизодов жизни революционера, простой беллетризации его встреч и столкновений, то художественная ценность романа «А ты гори, звезда» све­ лась бы «к «нулю. Но этого ие происходит. На­ против, по единодушному м-невию «критики, автор достигает эпического размаха и ем­ кости. Бесспорно, этому способствует то, что в центре повествования такая крупная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2