Сибирские огни, 1976, №2
Азии — это бешеная кавалерийская ата ка в лоб на шагающую, со штыками напе ревес, офицерскую стену, вскинутая шаш ка над головой изменника, нагайка для а.пархистов, для спекулянтов. Азин ходит в кавказской бурке по июль ской жаре, носится на диких лошадях, сам себе устраивает парадную встречу после взятия Сарапула. Азин учит пленных музыкантов играть «.Марсельезу», выдумывает липовую авто биографию, чтобы не покидать дивизии ра ди военной академии, ругается со своими комиссарами, не пьет вина перед боем. Азин плачет, как ребенок, когда, ране ного, его увидят с передовой, пишет изви нительное письмо, что при штурме Екате ринбурга пуля сорвала с его груди орден... Разве такого, как Азин, расскажешь?». Многое, очень многое сказано об Азине этими словами Л. Рейснер. Страницы об Азире из очерков Л. Рейснер представля ют собой прямо-таки конспект романа о нем, столь глубоко и экспрессивно расска зан здесь герой и его эпоха. Однако обиль ное и буквальное цитирование даже прек расных источников не может принести ж е лаемых результатов в' художественном про. изведении. Вот почему вполне справедли вым представляется критическое замечание Л. Жак: «Писатель слишком прямолинейно пользуется материалами произведений Л. Рейснер» («Лит. обозрение», 1973, № 2). Обратимся, однако, к некоторым другим фактам, нашедшим свое отражение в ро мане, и проследим, насколько точен в их использовании автор и какова их идейно- художественная- функция в произведении. Как известно, летом 1919 года Н. К. Крупская с группой товарищей совершила агитационную поездку на литературно инструкторском пароходе ВЦИК «Крас ная звезда». Побывала тогда Крупская и в 28-й, азинской дивизии. В своих воспо- ч минапиях Надежда Константиновна очень лаконично об этом эпизоде сообщает: «Приходил ко мне на пароход в Елабуге красный командир тов. Азин... Говорил со мной главным образом о своей заботе о красноармейцах. Красноармейцы его люби ли...» А потом добавляет сведения, став шие ей известными позже: «Недавно член ЦИК тов. Пастухов рассказывал, как, ког да еще Ижевск был занят белыми, ворвал ся туда под руководством Азина отряд красных на конях, гривы которых были за плетены красными лентами...» («Воспоми нания о В. И. Ленине». Т. 1. Политиздат, 1968). Об этом же эпизоде рассказывает и Н. Кондратьев в своем документальном очерке «Начдив Владимир Азин» (М., Воен- издат, 1968). Здесь подчеркнуто, что Азин перед визитом «надел отутюженный све жий китель, новые галифе, до сверкания начистил сапоги». Кроме таких деталей, Н. Кондратьев сообщает и некоторые под робности беседы Н. К. Крупской и Азина: «Я слышала о вас и ваших красноармей цах самые прекрасные отзывы от местных жителей. Только однажды, не помню где, кажется, в Казани, одна женщина сказала мне, что у вас очень тяжелая, беспощадная рука». Выслушав смущенные объяснения Ази на, Крупская продолжала: «И все-таки со ветую вам — учитесь властвовать собой. Для военного начальника это крайне необ ходимое качество. Не допускайте, ни в ко ем случае не допускайте произвола и без закония. Людей надо воспитывать, учить грамоте. Сделайте все для того, чтобы ок ружающие вас росли умом и сердцем». В романе «Красные и белые» точно ука зано место и время встречи Крупской с Азиным, сохраняется и главный пафос их беседы. Но об эпизоде этом рассказывает в романе сам Азин, приводя некоторые но вые обстоятельства встречи. За подлин ность их ручаться трудно. Но быть так могло. Характерно и другое. Рассказывает Азин об этой встрече товарищам в момент спора о революционном долге. На сей раз он далек от резкой категоричности, свойст венной обычно ему. И в этом сдвиге — несомненно влияние Надежды Константи новны. Из сопоставления документальных источ ников и романа видно, что даже в таком строго документированном художествен ном произведении, каким является роман «Красные и белые», писатель отнюдь не слепо идет за отобранными документа ми и фактами. Они определенным образом трансформируются в сознании автора, об растают художественными подробно стями, обретая характеризующую роль и тем самым значительно большую силу обобщения. Творческая фантазия писателя отнюдь не отключается, когда на страницах романр начинают действовать хорошо знакомые каждому читателю исторические лица. Много документального материала приво дит Алдан-Семенов о командарме Тухачев ском. Есть в романе и такой эпизод. В Ом ске к командарму привели мрачную лич ность в драповом пальто, резиновых гало шах на босу ногу. Личность эта попалась на том, что отворачивала ручки у автомо биля командарма. Но выясняется и дру гое — человек этот искусный музыкант, что он тут же демонстрирует, когда Тухачев ский дает ему скрипку. Музыка взволнова ла командарма: «Я дарю ее (скрипку) вам! — сказал Тухачевский, следуя неожи данному порыву,— Пусть это будет пода рок человека, который мечтает стать масте ром скрипок, но пока всего лишь любитель музыки из военных.— И он приказал адъю танту: «Выдайте этому товарищу валенки. Отвезите его домой». Эпизод этот не находит документального подтверждения, но психологическая обос нованность поступков молодого командар ма — вне сомнений. Нечего возразить Ал- дан-Семенову, когда он в цитированной уже статье пишет: «Писатель, изучивший психо логию своего героя, обстановку, в которой о,н действовал, вправе сказать себе: «Воз можно, герой так не поступал, у меня нет документальных доказательств на этот счет, но он должен так поступить, если учесть его характер».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2