Сибирские огни, 1976, №2
Можно предположить, что и в романе «В августе сорок четвертого...» докумен тальное начало — всего лишь «прием для создания иллюзия достоверности». Если это так (разумеется, такой вывод требует спе циальных изыск хний или свидетельства пи сателя), то становится еще более ясной притягательная сила документального по вествование. Нет нужды упоминать'еще и ложный до- кументализм, суть которого сводится к искаженной и произвольной трактовке исто рического материала. Такого рода произ ведения стоят вне документально-художест венной прозы, а часто — и вне литературы вообще. Что же касается документзлизма иллюзорного, то он лишь имитирует доку ментальное повествование, н писатель при бегает к нему из эстетических соображе ний и целей. Разумеется, и этот прием не в состоянии реализовать всех возможно стей художественно-документального по вествования... В одном из выступлений писатель А. Ал- дан-Семенов утверждал: «Факты истории! Чаще всего они сухи, как суха сосновая ветка, окаменевшая в соляном растворе. Но если ветка попадает в полосу солнечно го света, она начинает переливаться все ми цветами радуги. Так сверкают и сухие факты истории в художественном произ ведении» («Литературная газета», 1972, 25 марта). Насколько же удается самому писателю в своем романе о гражданской войне «Красные и белые» достичь такого сверкания фактов? Роман «Красные и белые» — строго до кументированное произведение о событиях гражданской войны. Сам материал истории лег в основу этого повествования. Почти все герои романа — исторические лица. Сре ди них наиболее удавшимся представляет ся образ начдива Азина. В свои двадцать пять лет Владимир Мартынович творил чу деса храбрости, отличался большим полко водческим талантом. Вместе с этим, он оставался человеком своего возраста. Пи сатель верен каждой детали короткой жиз ни Азина (начдив погиб в 1920 году на ре ке Маныч). Читатель может сам убедиться, как сверкают факты его биографии в романе. Правда, жизнь героя гражданской вой ны настолько драматична, столкновения с людьми так наэлектризованы атмосферой времени, что уже простой пересказ их спо собен сильнейшим образом воздействовать йа читателя. К тому же, Алдан-Семенов открывает нам в романе немало неизвест ных или малоизвестных страниц жизни своего героя. И все же задача автора не из легких. Вспомним раздумье Вс. Иванова: «Прямой опыт дает нам много фактов,— записал он как-то в своем дневнике,— но не тех, кото рые нужны искусству. Поэтому, если бы искусство ограничивалось только этими фактами, то оно открыло бы немного» (Вс. Иванов. «Переписка с А. М. Горьким. Из дневников и записных книжек». М., 1969). Сама по,.себе задача отбора фактов не столь легкая, как может показаться. Еще сложнее — использование фактов -в художественном произведении, соотнесе ние факта и вымысла. Задачи эти писате,- лю в главном удалось решить в своем романе. В повествовании Алдан-Семенова неред ко подчеркивается подлинность, точность сообщаемых фактов. Не легенды хочет тво рить автор, а запечатлеть документы рево люции. Этой мыслью пронизываются не только авторские отступления, но и раз думья многих героев. Маркин, например, считает: «Невероятность часто приводит к легендам: к счастью, легенды разрушаются документами. Не потому ли документы ре волюции ценнее ее легенд...». Перекли каются с этим и мысли Азина: «Я не хотел бы, чтобы легендами подменили документы революция. Легенды — лишь красивый вы мысел, а люди любят приукрашивать свою деятельность». Не случайно автор так на стойчив в проведении идеи строгой досто верности: жизнь и дела .многих героев ро мана и особенно Азина сами по себе ле гендарны. Нужны годы, чтобы юноши становились мужчинами. Революция же с ошеломляю щей быстротой делала это: Юноши стано вились талантливыми полководцами, тин. кими политиками, крупными организатора ми. Подняла на свой гребень революция и Азина. Он в порыве пнева мог выбросить за борт парохода приехавшего следователя, за полгода у него меняется пять комисса ров, а вот к Пылаеву он привязывается всем сердцем и навсегда, ибо чувствует в, новом комиссаре смелого, отважного и в то же время рассудительного, умного чело века. Азин со всей юношеской страстью лю бит Еву, и ей «необыкновенно легко с по рывистым, 'безрассудным, добрым, вели кодушным, всегда неожиданным Азиным». И так каждая страница жизни героя гражданской войны делается для нас близ кой благодаря умелому отбору фактов жизни Азина, глубокому их осмыслению и тонкому выражению авторского к ним отг ношения. Порою Алдан-Семанову достаточ но одной, казалось бы, ; малозначительной фразы, чтобы подчеркнуть очень важное качество своего гароя. «Азин испытывал нежную признательность к своим вятским друзьям, хотя и не любил выражать ее сло вами: стыдился показаться чувствитель ным,— повествует автор, тут же добав ляя: — Постоянная беда юности». Писатель широко использует в своем ро мане не только историю азинской дивизии, многое раскрывают свидетельства людей, знавших Азина. Строки об Азине из очерков JI. Рейс- яер как бы обобщают все оказанное, доносят с особой силой этот необыч ный и героический характер, который органически сливается с эпохой революции и гражданской войны: «Азин — это штабной вагон, освещенный бальными свечами, он — непролазный дым папирос, он — часовые, притаившиеся в ночи, он — шнур полевого телефона на .ку стах вереска.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2