Сибирские огни, 1976, №2
дал приказ уничтожить телеграфные ли нии и станции. В Нижнеудинске это было выполнено буквально. Все аппараты раз биты. Все приборы испорчены... (Оперативная сводка штаба Восточно-Си бирской советской армии к двум часам дня 29 января 1920 г.)». Но подобного рода документы никакого отношения к сюжету повести не имеют. Прав критик В. Баранов, когда настаивает: «Очень важно не ограничиваться воспроиз ведением подлинного исторического фак та, а сделать его сюжетно возможно более активным» (В. Баранов. «Правда образа —< правда истории». Горький, 1971). Атмосфера времени в повести А. Шасти на оЯгивает не в подобных документах и не благодаря им, а в судьбах вымышленных героев. Образы чоновцев Савича, Андреюш- кима и Усова, колчаковского офицера-ка- рателя Звягина, предводителя банды По- холкова и его жены Варвары, наконец, офи цера Ковалева, крестьянина Мирона, ин теллигентки Кати помогают читателю пред ставить эпоху значительно ярче, ибо каж дый из этих и других персонажей повести раскрывается писателем в точном социаль ном и психологическом планах. Светлый и чистый мир личных пережива ний молодого красногвардейца Андреюшки- на, его поэтическая и гуманистическая устремленность взращены отнюдь не только детскими воспоминаниями и собственной натурой. Это характер, рожденный самой революцией, определенный прежде всего гуманистическими целями молодой 'Совет ской власти. Писатель раскрывает этим са мым зависимость микромира личности от макромира революции. Наибольшая удача писателя в повести «Шаг до истины» — образ Ковалева, пер сонажа вымышленного и опять-таки почти не связанного с тем документальным ма териалом, который имеется в повести А. Шастина. На первых страницах книги Ковалеву, офицеру, представляется, что России при шел конец вместе с воинством Колчака. Сама жизнь теряет- для него теперь смысл, и никто не может избавить его от мысли, сигналом звучащей в его мозгу, — кончи лась Россия, треснула Россия. И, хотя фи зически ему удается спастись, ни о чем ином, кроме как о смерти, он думать не может. Любовь Кати воскрешает Ковалева. В ней и только в ней все, что теперь связы вает его с жизнью. Психологически оп равдано стремление Ковалева на. первых порах своего воскрешения отгородиться от всего иного, уйти от мира, от его нелегких проблем. Автор дает верный психологиче ский рисунок переживаний своего героя, его нелегкий путь к гражданской активно сти. Этим самым писатель раскрывает наи более существенные стороны эпохи рево люции и гражданской войны. Точными и тонкими штрихами автор н а мечает постепенное движение Ковалева к сознательному участию в борьбе против бе логвардейских мятежников. «А когда оста ется ему всего шаг до истины,— верно за мечает Марк Сергеев,— о,н гибнет,— еще t став другим, но уже не будучи прежние («Литературная Сибирь. Писатели Восточ ной Сибири». Иркутск, 1971). Этот шаг | истине сделает во второй части повести ег жена Катя. Она пойдет на выполнена опасного задания ради погибшего мул» ради сына, жизнь которого впереди. Одщ. ко автор не опешит и теперь воздать дол* ное добру и злу: удается пока карателю Звягину и Варваре избежать возмездия; не. легким, судя по финалу повести, обещает быть и дальнейший путь Кати. Читатель, внимательно и заинтересовал, но следящий за судьбами героев повести, за развитием остро драматического сюже та, выносит из книги твердое представле ние о неумолимой логике жизни и борь бы: действия каждого героя не только пси- дологически, но и социально, историческв обусловлены. Повесть А. Шастина убежда ет, что лучшие люди, если они находились даже по другую сторону баррикады, в ко нечном счете делали шаг к. истине. Движе ние это определялось самой действите.нД ностыо, самим ходом истории. В этом и со{ стоит гуманистический смысл новой дейст вительности, в этом пафос талантливой по вести А. Шастина. И здесь никаких сомне ний нет. Сомнения возникают по иному поводу. В какой мере используемые в повести исто рические документы способствуют раскры. тию революционной действительности, ост рых драматических столкновений харак. теров? В повести «Шаг до истины» мы име ем дело с неким орнаментальным докумен- тализмом. В произведении видятся две самостоятельные, -не затрагивающие друг друга линии — документальная и вымыш ленная. Документализм в современной прозе бы вает не только орнаментальным, как в по вести А. Шастина, иногда он оказывается^ иллюзорным. В таком случае автор исполь зует лишь приемы документального по-4 вествования в произведении, основанном на художественном вымысле. Прием этот настолько часто употребляется в современ ной прозе, что В. Кардин увидел в этом причину спада читательского интереса к документальной литературе. Если действительно такой спад наблю дается, то причина этого совсем не та, на которую указывает критик: «появилась документальная литература, -не основан ная на документах» («Вопросы литерату ры», 1974, № 4, стр. 73). Все здесь надо повернуть с головы на но ги: «документальная литература, не осно ванная на документах», могла появиться лишь по причине широкой популярности литературы документальной. Писатель В. Богомолов еще в канун двадцатипятиле- тия Победы над фашистской Германией уточнял, что его рассказ «Иван» — «недо- кументале.н: указание точного места и вре мени действия, введение в текст «подлин ных» документов — всего лишь прием для создания иллюзии достоверности» («Лите ратура великого подвига». М., 1970).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2