Сибирские огни, 1976, №2
10р видит современную документалисти кие в свете многовековой традиции. Широкое распространение документалиста I сегодня он объясняет «эстетическими Древностями времени». Документализм, й верному утверждению ученого, отнюдь й фон не что-то внешнее, документализм Дроко входит в самую структуру произ- (едення, оказывая заметное влияние на канровую сущность его. Весьма ценной представляется и мысль том, что «документализм противопоста вил себя крайним уходам от действитель- аости, мифотворчеству». Мифотворчество, шезмерная субъективизация искусства, на- р'Шение исторической конкретности — вот й1у определенным образом противостоит 10кументализм. Сегодня, по справедливо- ,у замечанию Я. Явчуновского, не может юлучить художественную правомерность мнцип, некогда провозглашенный А. Дю- |3: «История служит для меня гвоздем, на ,оторый я вешаю свои сюжеты». Но все это совсем не означает, что доку- оттализм находится в постоянном кон- ' пикте с художественным вымыслом, с «Цческой фантазией, с воображением пи сателя. «Фантазия,— как говорил К. Фе- „н_ не единственный, но (на мой взгляд) амый сильный инструмент писателя-ху- южника. Богатство ассоциаций, блеск ком- юзиции, сила контрастов — могуче-дейст- аенные приемы изобразительности. Все они, ик я множество других приемов, дети од- ной матери, имя которой — воображение [удожника. Без воображения нет художни- ia. А правду жизни только И под силу от разить настоящему художнику». Мы имеем дело не с каким-то абстракт- зим явлением — документализмом вообще. Мы имеем дело с документализмом в ис- зусстве, литературе. И если писатель обо значает жанр своего произведения, к при мру, «повесть», пусть и с добавлением — «документальная», это заставляет его сле довать законам искусства. И судить мож- 1л и нужно такое произведение только лозаконам искусства. Абсолютно прав, как мне кажется, ис следователь В. Н. Еременко, который еще в 1967 году в статье «Память времени Довременная художественно-документаль ная проза)» писал: «Сам принцип твор чества, «механизм» создания художествен но-документального произведения остает ся тем же, что и для собственно-художест венной литературы. Главным является все тот же принцип художественного обобще ния и типизации, которые ведутся через отбор, через осмысление фактов, «угадыва ние» писателем перспективы их развития. Простая сумма документов не дает ху дожественно-документального произведе. вия, оно рождается в результате деятель ности «избирательного зрения» писателя и осмысления фактов и явлений действитель ности» (Сб. «Обогащение метода социали стического реализма и проблема многооб разия советского искусства». М., «Мысль», W67). Какими путями идут авторы художест венно-документальных произведений, ос мысливая, обобщая и типизируя факты и события? Как соотносится в этих произ ведениях подлинное, документальное с «угадыванием» перспективы, иначе говоря, с художественным вымыслом? Насколько органичен этот синтез документального и с ымышленного? Ответы на эти вопросы позволят не толь ко определенным образом классифициро вать современную художественно-докумен тальную прозу, но и наметить наиболее перспективные пути ее развития. Обратимся к произведениям историко- революционной тематики последнего вре мени — романам А. Югова «Страшный суд», А. Алдаи-Семенова «Красные и бе лые», С. Сартакова «А ты гори, звезда», повести А. Шастина «Шаг до истины». С повестью А. Шастина «Шаг до исти ны» справедливо связывают литературную зрелость писателя. В предисловии к пове сти С. Залыгин отмечал, что написано это произведение «человеком талантливым, зор ким, современным». А. Шастин, безусловно, учитывает опыт своих предшественников. Определенным об разом повесть «Шаг до истины» пере кликается с первым советским романом «Два мира» В. Зазубрина. Летописец граж данской войны в Сибири широко исполь зовал в своем романе документы эпохи. Он стремился дать читателю живой и правди вый рассказ о только что отгремевшей гражданской войне. Не всегда удавалось В. Зазубрину достичь органического един ства исторических документов с худо жественной тканью произведения. Порою используемые документальные материалы носили лишь информационный, иллюстра тивный характер. В произведении нашего современника до кументальное начало занимает значитель но меньшее, чем в «Двух мирах», место. Однако А. Шастин как будто сознательно идет на иллюстративность и своеобразный орнаментализм в использовании докумен тов. Вне сомнения, что документы, выне сенные в начало глав повести, помогают автору создать более или менее точную канву времени, определить место действия тех или иных эпизодов. Больше того, не которые из документов оказываются свое образным камертоном, определяющим зву чание, тональность следующих за ним глав. Такие документы не позволяют авторской фантазии уходить слишком далеко от пер воисточников в вымышленных сценах. И все же многие документы носят и в этом случае служебную функцию, а порою они просто не обязательны, ибо органиче ски не вписываются в художественное ■по вествование, ориентируют читателя скорее на внешнее, чем на внутреннее, художест венное освоение эпохи. В самом деле, документальный зачин каждой главы содержит немало информа ционного материала. Например, к главе 1: «Генерал Каппель умер в Утае 27 января в 12 часов 35 минут дня. Командование пе решло к Войцеховскому... Войцеховский от.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2