Сибирские огни, 1976, №2
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Э . Ш и к j «В ПОЛОСЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА...»» «Художествен но-доку ментальна я про за», «документальные жанры», «усиление документализма» — без этих слов в послед- «ие 10—15 лет редко обходятся выступле- <ия но проблемам современного литератур- юго процесса. Возразить здесь нечего. Действительно, документальное начало в современной советской литературе (а точ нее, не толыко в советской и не только в ли тературе, но в других видах искусства) по лучило самое широкое распространение. Однако, когда усилившийся документа циям литературы выдается за качество аб солютно новое, присущее якобы только дню сегодняшнему, когда особенности современ ного документализма трактуются без ка кого-либо учета традиций, это уже вызыва ет протест. Отсюда, как мне кажется, про истекают многие ошибки в толковании весь ма распространенного явления в современ ном литературном процессе. «Разве можно представить себе сегод няшнюю советскую литературу без худо жественно - документальных произведе ний...». И далее идет длинный перечень действительно значимых и ярких произведе ний последнего десятилетия. На такие вос клицания можно ответить несколькими во просами: «Разве можно представить себе русскую литературу прошлого столетия без «Войны и мира», без «Хаджи-Мурата» Л. Толстого?»; «Разве можно себе пред ставить советскую литературу первого послеоктябрьского десятилетия без «Двух миров» В. Зазубрина, «Чапаева» и «Мяте- . жа» Д. Фурманова?»; «Уясним ли мы в полную меру особенности литературного процесса предвоенного десятилетия без Романа В. Катаева «В-ремя, вперед!», мака- ренковской «Педагогической поэмы», рома на Н. Островского «Как закалялась сталь»? А сороковые годы — без «Молодой гвардии» А. Фадеева, «Повести о настоя щем человеке» Б. Полевого?» И т д. и т. п. Если бы эти вопросы поставил перед го бой исследователь художественно-докумен тальной прозы И. С. Шеховпев, тЬ он не выдвинул бы никак не подкрепленную исто рически точку зрения о зарождении сегод ня нового «художественно-документально го рода литературы» в своей статье «До- кум ента лизм и литература» («Вопросы ли тературы». Ученые записки (Курский лед. ин-т), т. 94. Курск, 1972). Подобные «открытия» бесперспективны^ и непродуктивны. На памяти еще факт, ког да и роман был вдруг объявлен новым ро дом литературы. Продвинуло ли это, хотя бы на шаг. дело изучения современного ро мана? Нет. здесь нужен иной подход. Тщательное и серьезное исследование документализма в плане теоретическом и историко-литературном впервые на совре менном этапе было предпринято, кажется, в коллективном проблемном сборнике уче ных Ивановского пединститута «О художе ственно-документальной литературе» (Уче ные записки, Иваново, 1972, т. 105, Сб. 1-й). В статье П. В. Куприяновского «Про блемы изучения художественно-докумен тальной литературы» намечена широкая пер спектива изучения этого явления. Он пи шет: «С точки зрения теории литературы, первоочередными можно считать такие вопросы: эстетическая сущность докумен тальности; документальность и достовер ность; документ в творческом процессе пи сателя; художественно-документальные жал-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2