Сибирские огни, 1976, №2

И понеслось н а д пустынными бере гами т ак о е « у р а » , к акого ты, наверное, не слыхив ал и н а фронте. Т ам , понимаешь, у н ас, под С ур г у том , Обь д е ­ лится на две реки: одна — Обь М а л а я , или Ю г ан ск а я , ну, а рядом Больш ая . М еж д у ними — о стров. Весной е г о з али в а е т . Т а к что хлопцам пришлось по сути д ел а , строить с р а з у д в а м о с т а : «Маленький» в 130 0 метров и «Главный », двухкилометровый . А м ежд у ними — «д амбочку». В о т это была р або т к а ! Н асыпь высотой э т а к с четырехэтажный домиш ­ ко, а длина? Тридцать дв а километра... И снова — по болоту , и сн о в а — на м о р о з а х , и снов а — под а т а к а ­ ми полчищ гну са . Но поют в вековой тишине сирены, звонко с т у ч а т по р ель сам колеса , с в е т я т с я огни новеньких вокзалов . Один из них — в Т о ­ больске. Е г о авторы — молодые архитекторы . Они с д ел али не вок зал , а своеобразный дворец для тысяч людей . Он р а д у е т гл а з своими изуми ­ тельными интерьерами , которые во сп ев ают подвиг « земл епроходцев » . Он чем-то похож и на крепо сть, напоминая, что Сибирь еще не с д ал а с ь . Б е з громких сл ов , спокойно и деловито , люди выполнили поручен­ ное им в девятой пятилетке дело. Пошли в древний Сур г у т по е зд а ! А строители уж е укл ады в аю т новые звенья С еверо -Сибир ской маги страли . Им надо уложить ещ е двести километров рельсов, и они деловито погля ­ дывают не н а к аленд ар ь — на часы : в 1 9 7 6 -м , первом г од у де сятой пя­ тилетки, поезда из С у р г у т а должны прийти в Нижнев ар тов ск , к з н ам е ­ нитому С амо тл ору . Они с к а з а л и : — С д е л а ем ! И сд ел аю т . Т а к же, к а к досрочно сдали мо ст и желе зную дорогу. Т ак же, как с тр о я т Сур г у т ск ую Г Р Э С — в д в а р а з а быстре е, чем н ам е ­ чало сь : вместо трех, запланиров анных н а пятилетку энергоблоков , к X X V с ъ е з д у буде т готов... шестой ! Они свершили множе ство подвигов в э тих чудовищных, п о х ож и х н а моря, боло т а х . З а фантастически к оро т ­ кий срок они построили в пустынных м е с т а х современнейшие нефтепро­ мыслы с автоматикой , с си ст емой А С У и телемеханикой . Они проложи ­ ли коло ссальные трубопроводы , которые по мощности не имеют равных в мире. Впрочем , не только по мощности . З а п а д гордился своими « с в ер хм а ги с т р ал ями » — нефтепроводами «Большой дюйм» ( 2 1 9 0 ки­ лом е тров ) и «Т р ан с ар а вий ским » ( 1 8 0 0 ) . Один наш нефтепровод « Д р у ж ­ б а » , по которому тюм ен ск а я нефть по ступ а е т в соци алистические с т р а ­ ны ,'длиннее обоих , вм е ст е взятых. З ам е т и м : сибирские трубопроводы прокладываю тся не под знойным солнц ем ар авий ски х пустынь. Вы видели зыбкие, ч авк ающие , глубокие трясины, которые з а с а с ы ­ в аю т в сё — не только ч еловека, с а м о с в а л или тр актор , но д аж е во ­ робья ? Мой коллега фотокорреспондент С аш а Зубцов снимал нефтепро ­ вод Н арым— К у з б а с с . «Сним ал , вися на лестнице в ер толе т а! — р а с с к а ­ зывал он. — Н е г д е се ст ь : пока я снимал , пилот д е рж а л машину в в о з­ д у х е ...» Н о 8 1 8 километров ст ал ьны х тр у б проложены ! Проложены р у с ­ скими, украинцами , б елору сами , а з е р б ай дж анц ам и , б ашкирами , т р у ­ жениками 3 2 национальностей . Первыми в мире сибиряки проложили «нитку» из труб ди ам е тром в 1 2 2 0 миллиметров. С ейч а с они в ед ут м а ­ гистраль, котор ая прйведет г а з в Нов о сибир ск , Кемерово , Томск . М ал о пишем об э ти х лю д я х ! А они — Титаны . Они — Проме теи . Д о ­ быв первые миллионы тонн сибир ской нефти, онй немедленно с т али прокладывать эти дальни е топливные м а ги стр али , чтоб, о т о б р а в у при­ роды огонь зд е сь , в Сибири, передать его другим н ар о д ам . П о т ом у что, воздвигая в таежной глуши гидроэлектро станции , они д ум аю т не только о себе, но и о том времени, когда, по линиям Единой энерго системы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2