Сибирские огни, 1976, №2

щевие — надежду нищих духом . Но случился исторический феномен: народ услышал не гения многогласного, патриарха терпения, а б езвест­ ных юношей и девушек и пошел за ними. Не воздевание оч ей ,к небесам он выбрал, не веру в барские сказочки о благолепии под кущами непро­ тивления, а борьбу. Не мир, но меч! Т ак с мечом, с топором, в руках, а не с молитвой графской Россия и обрела свою свободу. А? Что? Вы кипите негодованием? Ж аж д е т е кинуться в защиту кумира вашего, его сиятельства Льва В е лик о г о ?— (Терехов вовсе не кипел и не жажд ал . Ему ничего не оставало сь , как удивляться боевому задору собеседника. И когда, не открывши рта, Терехов ск а зал , что Т о л с т о й— его кумир?) — Виноват, молю о прощении: дурной тон отзываться дурно о величии ве­ ликах. Они есть пророки, пророкам надлежит внимать смиренно, что ж, смир'яемся и допускаем, что мы, Ро ссия, пошли путем непротивления, указанным Львом Толстым. Итак , переиграем историю, быть по-вашему, коли вы на том настаиваете... (Н а с т аи в а е т е ? ! Ко гд а, господи, Терехов на­ стаивал и предлагал «переиграть историю»? Он забыл про свой чай и не отваживался вставить слово д аж е в те паузы, когда собеседник умол ­ кал, ожидая возражений, и то гд а делало сь слышно глухое тиканье с т а ­ ринных настенных часов. В застекленном1 футляре медленно качался тяжелый маятник, до ск а циферблата, похожая на икону, почернела, об ­ лупилась, и мерный ход часов был как неотвратимый шаг самого вре­ мени). — Итак, революция совершилась, но царизм русский уцелел. Мы послушались великого с т арц а , милосердно простили нашему царишке не только его бездарность и глупость, но и Кровавое воскресенье — 9 Января, когда он расстрелял ни в чем не повинный народ. Царствуйте, сказали мы ему, ваше величество, бог в а с простит. Могло такое быть? Могло, скажете вы, ибо есть тому примеры английского, датского, шведского, бельгийского королизма, японского императорства, кбторым народы их простили же все августейшие грехи и тоже немалые крово­ пускания. А почему простили? Потому что, за веком поспевая, царизм- королизм в этих землях обетованных унифицировался, модернизировал­ ся, научился нравиться. Отступая и уступая, он отдал на откуп полити­ ческим партиям хлопотливую з а б а в у — власть, сохранив лишь р а ззоло ­ ченные регалии самодержавия. В се-таки величие, богоподобие, хоть и мнимое... Этот церемониал богоподобия современных цезарей постепен­ но сделался красивым обрядом, ритуалом, не очень д аж е обременитель­ ным для государственной казны, а потом эстрадной потехой на з аб аву сытому обывателю, роскошным туземным действом , которое показывают приезжим в качестве национальных редкостей. Короли развлекаются, играют в теннис, короли улыбаются! Н а д о конституцию? Извольте, хоть две. Парламент? Пожалуй ст а ! Разговаривай те , интригуйте, ломайте копья, политические гладиаторы, национальные витии. Заниматься по­ литикой для королей стало дурным тоном... Но, во зраж у я вам , совсем не то царизм русский. У нас каждый царишка мнил себя с младых ног­ тей десницей божьей, Юпитером, великим политиком, черт-те чем! Но что за горе-политики были российские властители! Со времен Грозного И в а ­ на взяли они плеть, дубинку, топор-душегуб, так и не выпускали из рук кровавые эти орудия послушания и воспитания народного. Горячо лю­ били помазанники божьи народ, чад своих, потому так щедро поливали их кровью русскую землю! И все они, отцы народные, с позором и без позора опочившие, одинаковы: запугать, з аж а т ь рот народу, отучить его мыслить, заставить по-дикарски молиться на себя , как на бога, хотя по тому богу петля намыленная плакала. Слишком много накопилось гнева, не полюбил народ палку, которая сокрушала его. Д олж ен был произойти взрыв, революция, и она грянула. Нет, не ползучая эволюция самоусовершенствования нам была суждена! Ро ссия — не маленькая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2