Сибирские огни, 1976, №2
том протоку Юганскую Обь, которая пошире, чем Обь под Ново си бирском, пересекли широкие болота и бессчетные мелкие лесные речки. Почти полтысячи километров линии они прокладывали на морозе под 5 0 . И разве не ск ажешь о них, перефразируя Гоголя : «Ах, люди1 Чудо -люди !» * * # «...завершить строительство железной дороги «Тюмень— Тоболь ск— Сур г у т » — ск а зано в Директивах X X I V съ е зд а . В се го — две строчки. Но з а ними — семисоткилометровая стальная магистраль, проложенная по непроходимым болотам и вековой тайге. По непроходимым! И х надо было пройти. В о что бы то ни стало . Потому , что стране , братским народам нашего социалистического со друж е с т в а очень нужна нефть. А для того, чтоб пробурить одну с к в а жину, говорят геологи, нужно около 7 0 0 тонн оборудования. Помножь те 7 0 0 на 4 0 0 0 — число скважин в Тюменской земле, и вы поймете, по чему э ту дорогу X X I V съ е зд счел одной из важнейших строек девятой пятилетки. Какие Титаны смогли бы вынуть 100 миллионов кубометров земли? Д а ещ е зд е с ь , среди болотищ, где экскаваторщикам приходилось с т а вить свои гусеничные машины на плоты. Д аж е зимой, когда «нормаль ные» болота промерзают. Д а еще здесь, в среднем течении Оби, где «си бир ская В о л г а » , поднявшись по весне на десять метров, разливается на тридцатикилометровую ширину. Природа как бы посмеивалась над строителями : «К у д а лезете, р ебя та ? Д а в а й — н а зад !» Но слова «н а зад » они не понимают. Ни балл а стных карьеров не было рядом, ни ск ал , ко торые можно превратить в щебенку, ни дорог, чтоб подвозить бетон. Строя , они искали новое. Молодые инженеры из института «Сибгипро- тр ан с» решили отсыпать земляное полотно будущей магистрали прямо на болота. И з чего? В е д ь привычного грунта нет. Из... зыбкого песка? Но ведь д ам б а , сдержив ающ ая натиск Обского моря,— тоже из песка, намытого зем сн аряд ами ! Пр ед ст авь т е себе, сколько техники было заброшено в эти края зи мой, чтоб взять песок с о дна безвестных речек! Пред ставьте груз о тв е т ственности , взятой на себя авторами этого метода, оцените о тв а г у с т р о ителей. Сибирь в годы войны называли «Академией мужества». И это спр а ведливо. Сегодня Сибирь называют «Высшей школой строителей». Трижды справедливо! Человек, научившийся строить т а к и е дороги в т а к и х условиях, умеет строить все! — Такие дороги и такой мост, — может добавить мой друг, коррес пондент А П Н в Тюмени С л а в а Мальцев, которому прошлой осенью вы пало сч а с т ь е увидеть, как <по двухкилометровому мосту через Обь, там на героической тр а с с е «Тюмень— Сургут» прошел первый поезд. — Ты понимаешь, я не люблю гигантомании, — р асска зыв ал он ,— а мостик -то действительно гигантский. Дру гих слов не найдешь. И не только потому, что он самый большой в стране. Возьми -ка а тл а с. С т р а ница 50 . Видишь: о т Тюмени — линия на север? Смотри сюда:, видишь тол стую синюю нитку? А рядом — тонкая. Это Обь в т е х м е ста х. Обь широка и у Ново сибир ска, но т ам , пытаясь увидеть другой б ере г, чув ствуешь, как ломит гл а за . И вот, к аже т ся , через неодолимое многоводье переброшен мост. Элегантный, стройный, легкий, он, как стрела, летит через О б ь , доказывает, что люди — сильнее. Бьется она об опоры, зел е неет от зло сти , но в тишине р а зд а е т ся сирена тепловоза. Как ая торж е ств ующ ая , звонкая, победная сирена! И пошел по .мосту первый со став .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2