Сибирские огни, 1976, №2

рубая с ь через тюменскую тайгу, форсируя болота, мокрые от беспре­ рывных дождей, продутые морозными ветрами , чуть не плача от счастья, передавали в р адио гр амма х ошеломляющие цифры обнаруженных ими зап а с ов нефти и г а за. Не будем повторять имена м е сторожд ений— ныне их зн а е т весь мир. Но снимем шапку перед подвигом тех, кто, выполняя волю партии, а это зн а ч и т— волю народа, так геройски строит Тюменский нефтега­ зовый, а точнее Западно-Сибирский народнохозяйственный комплекс. И вспомним еще и еще раз: где он с о зд ан ? В какой сума сшедшей глуши, каким трудом построены все эти промыслы, щедро оснащенные со вр е ­ меннейшей автоматикой, все эти сверхдальние трубопроводы, Сур г у т ­ ская Г Р Э С , которая впервые в стране р або т а е т на попутном г а з е , еще вчера пылавшем в жгущих сердце ф ак ел а х , что озаряли сибирское небо. Вспомним еще раз, в каких пустынных м е с т а х р ас ту т юные города западносибирского севера: Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Гор- ноправдинск... Д аж е с подстратосферной высоты, в иллюминатор «Т у -1 5 4 » , страшновато смотреть на плывущие под крылом разливы воды с зелеными островками. Зелень на о с т р о в к а х— отнюдь не пальмы. В о ­ д а — не обласканный теплым бризом Атлантический океан, а студеные сибирские болота. И думае тся , каждый из э тих людей, которые, созидая здесь новое, работ ают , отдыхают, веселятся, грустят, поют, празднуют свадьбы и но­ воселья, лелеют розовощеких малышей,— сильнее легендарного Титана и благородней Прометея. Д а , они — сильнее Титана, эти плечистые п ар ­ ни в штормовках и к а ск а х . Никакой Титан не смог бы проложить по сплошным болотам отличную современную авто страду . Они — проло­ жили. Приезжающих на Тюменщину гостей они ошарашивают вопро­ сом : «Ездили по дороге глубиной в десять метров?» И , глядя на ваше, изумленное лицо, дружески посмеиваются: « Д а , д а : не шириной, а глу­ биной». Нет в мире таких дорог, какие сумели зде сь построить эти о т­ важнейшие из отважных. На такое не осмеливался еще никто в мире: вычерпывать эк ск аваторами болотную хлябь по всей тр а с с е до ск аль ­ ного основания, а потом возить в траншею щебенку и песок и, залив их бетоном, со зд ав а ть искусственный монолит! Не под ласковым крымским солнышком строилась т ак ая д оро га вокруг легендарного С амотлора , строилась д аж е не средь милых тургеневских дубрав Центральной Р о с ­ сии. Строилась зимой, только зимой, когда столбик термометра порой падал ниже 5 0 ° ! Л опали сь покрышки само св алов , крошились стальные ножи всемогущих бульдозеров, а стальные трубы становились хрупки­ ми, как стекло. В с е выставила Сибирь против строителей, все, что мог­ л а ! От бешеных разливов рек и полчищ злейшего комарья (голландский журналист Эппо Янсен метко назвал сибирских комаров «фашистами») до лесных пожаров. Но не сл ом а л а с ь душа сибиряка — удивительней­ шего человека, который борет ся и поб ежд ае т под прекрасным девизом: «Через невозможное — вперед!» Посмотрите, что вынесла она, э т а душа, и что сд ел ал а ! Она построи­ ла, например, высоковольтную линию «Тюмень — Сургут». История этой стройки может стать материалом для сценария героического филь­ ма. Гд е вы, товарищи сценаристы и режи ссеры? Что -то редко появляют­ ся художественные фильмы об освоении Сибири, об ее людя х — не прос­ то героях, а Г ероя х с большой буквы. Не теряете ль, пробавляясь н а ­ бившими оскомину фильмами о шпионах и всякого род а контре, которую давным-давно разгромили партия и народ? Не пора ль повернуть объек ­ тивы на героев Сибири? По смотрите: вот она, электролиния «Тюмень — Сургут». Е е строители установили полторы с лишним тысячи стальных опор. Смонтировали 2 5 тысяч тонн металлоконструкций. Форсировали стремительный, поплевывающий злой пеной Иртыш, потом — Тобол , по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2