Сибирские огни, 1976, №1

из земли и, чуть возвышаясь над.ними, на толстых мясистых цветонож­ ках цвели фиолетово-розовые башмачки. — Постой, постой... Ты запомнил то место? — заинтересованно спро­ сил Григорий Гаврилович, перекладывая толстые книги в матерчатых переплетах. Одну из них он полистал и, найдя нужную страницу, поло­ жил передо мной-— Этот? Да, это был тот самый цветок! — Аконит, или башмачок красный,— прочитал учитель,— редкое, реликтовое растение. Широко используется в народе — им лечат раз­ ные бойёзни. А еще, по народному поверью, цветки аконита содержат сильнейший яд, который посильнее стрихнина. Дед рассказывал мне, что порошок из цветков «черной травы» закладывают в приманку Д Л Я ВО Л КО В ­ ОЙ показал нам и столярку — приспособленную для этого кладовую. Верстак там был особенный.— левый.. На подоконнике стояли диковин­ ные вещи — лесовичок из .корня, журавль на одной ноге, другая, будто птица озябла, была поджата. .— Красота, ребята, всюду, надо только ее увидеть,— говорил на прощанье Григорий Гаврилович.— Учитесь ее видеть... А летом ты меня сведешь на то место, где растет аконит. Мы уносили с собой по книге з сумках— их нам .дал прочитать По- луяров. И еще что-то, чего я не мог тогда объяснить, да и сейчас вряд ли сумею. В нас зарождалось стремление к доброте и красоте. Нашли мы летом и тот цветок, и слушали березовую тишину, и я, раскрыв рот, внимал рассказам Полуярова о лесе, в котором школь­ ному учителю было известно досконально все. И еще было уженье на берегу Ветлужки, и ночной костер, и уха, и разговоры у костра. С того лета я его больше не вилел. Е г п пепевели в novrvia ш к о л у , он вскоре женился.. Далекое школьное в-ремя как сон. Я захожу в учительскую. Узнав, кто я такой, директор Элеонора Дмитриевна очень обрадовалась: — Вы обязательно должны выступить. Расскажете, как учились, о лесе. Вы же знаете столько интересного!.. Итак, с корабля на бал. Во время урока физкультуры, ребят собрали в самом большом классе, да еще и дверь открыли в коридор, чтобы слышно было и тем, кто не поместился в одной классной комнате. Я на­ блюдал за ребятами. Одни со скучающим видом «Что он такое скажет», другие с любопытством разглядывали меня, Элеонора Дмитриевна подняла руку, и все притихли. —■Сейчас, ребята, перед вами выступит бывший учащийся нашей школы, а ныне лесовод. Я никогда не выступал перед ребятишками и, откровенно говоря, даже не знал, с чего начать. Легко сказать — «расскажите о лесе». О нем написано и рассказано столько, что за год не перечитаешь и не переска­ жешь. Он, как огромное загадочное существо, живет вокруг нас и в нас. Так ничего и не придумав, я начал: — Вы, ребята, конечно, щелкали вкусные кедровые орехи?.. — Щелкали! — пробубнил кто-то в заднем ряду, и девчонки тут же закрутили головами. — ...Это вкусное лакомство дает богатырь, царь сибирского леса — кедр. Он долгожитель и превосходит по срокам долголетия знаменитый дуб — живет до восьмисот лет. Но должно пройти пятьдесят лет, прежде чем кедр даст первые плоды. У иного и жизни не хватцт, чтобы дождать­ ся первых плодов с посаженного дерева. А срубить, уничтожить этого красавца можно за несколько минут, особенно сейчас. В лесу легче ме

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2