Сибирские огни, 1976, №1
Андрей поднимает руку перед стареньким, усталым автобусом. Садимся. Автобус осно вательно потряхивает, но довольно скоро тряска прекращается. Въезжаем на подсох шую бетонку. Затем, на большом закругле нии, машина опять принимается прыгать: дальнейшая часть дороги еще лишена покрытия. На днях изгиб ликвидируют. Вижу длин ный, узкий распадок, над ним — легкий ме таллический пролет и свежеструганное, сливочно-желтое дерево ограждений: мост. — Река Ромашка,— поясняет Андрей. Но я, как ни напрягаю зрение, бурления воды в глубоченной впадине не различаю. По сторонам— лес, он в эту пору прозра чен и сильно отличается от привычного моему глазу леса в средней полосе Сибири. В ра.вных пропорциях перемешанные, упор но тянутся ввысь тонкие, почти сплошь оди накового (и очень высокого) роста, и все чуть не до вершины без веток — сосны, бе резы, осины. А далеко внизу сквозит за тонкими стволами холодная Ангара. — Дорожники бетонируют мост,— гово рит Андрей. — Встретиться бы с ними,— прошу я. Автобус останавливается, водитель тер пеливо ждет, покуда мы проберемся че.рез наваленные в проходе изорванные по крышки. Идем к вагончикам, притулившимся в стороже. Навстречу — мужчина среднего роста, широкоплечий, черные, вьющиеся во лосы, лицо крупное, смуглое, обветрен ное, глаза яркие, взгляд прямой, друже любный. — Здравствуйте. Где бригадир? — Здравствуйте. Я бригадир. Голос у него хрипловатый, как у всех, кому приходится много разговаривать на воздухе. Уроженец Ивано-Франковской области, Ярослав Степанович Ткачук в 1966 году шечтал строить железную дорогу Хребто- 'вая — Усть-Илимская и для этой цели по лучил комсомольскую путевку. Но их груп пу из двадцати пяти человек перехватили иа Вихоревке. «Вы позарез нужны в Братске, хлопцы. Асфальтовые, бетонные — тоже ведь дороги». И Ярослав Ткачук стал асфальтировать город Братск. За годы привык и к городу, ик организации, что некогда так энергично вовлекла его -в свою орбиту. Но с некото рых пор начала беспокоить непривычная стесненность, захотелось новизны, просто ра. Надо было менять образ жизни. Когда в феврале семьдесят четвертого образова лось СМУ для строительства дорог на Усть-Ф1лимоком лесопромышленном комп лексе, Ярослав прибыл сюда одним из пер вых. «Работал на благоустройстве Брат ского алюминиевого завода, делать там уже совершенно нечего. А здесь работы — непочатый край». В бригаде этого опытного специалиста ридцать восемь рабочих, многие прошли (тра-ссу Братск — Усть-Илимск. Большинст во— женщины. Они выдержали строгое ис пытание Севером. Иопытание Дорогой. Мог ли уйти — остались. Анна Николаевна Рябикова и Прасковья Петровна Рябикова — родственницы, их мужья — братья, и тоже — строители до рог. Потому история этих Двух, близко свя занных семей кажется типичной для про фессии дорожников. Анна Николаевна и ее муж Михаил Ми хайлович жили в Барнауле, работали на мебельной фабрике. Уехали на Ангару в 1966 году с трехлетней Ирой. Здесь роди лась Наташа, сейчас ей два года. На трас се нередко получалось так, что женщины с детьми оставались в обжитых поселках, э мужчины на много дней уходили вперед. .Как-то раз, в период такой продолжитель ной командировки мужчин, произошло не счастье: сгорел большой коммунальный дом. Стояли тогда в Седанове, в 42 кило метрах от Братска. Пожар остановили, все остались живы, но без крова. И вот старик дядя Миша и семь женщин в несколько дней соорудили дом... Теперешней своей жизнью она довольна: большая трехком- нагная квартира со всеми удобствами. А раньше, правда, еще без Наташи, но все равно втроем, теснились в девяти квадратах... Седа ново, если вспомнить, приходилось надолго покидать не только мужчинам. Прасковье Петровне Рябиковой, по работе, надо было жить в Усть-Илимске, а Сережа, из-за отсутствия там детского сада, оста-* вался в Седанове. Она сильно тревожилась, часто ездила туда посмотреть на сына. Как- то на полпути автобус сломался, мороз — глаз не -раскрыть, а в голову лезет всякое: как там сыночка, не заболел ли, да тепло ли в садике? Сердце рвется на части... Больше часа машину на себе тащили, добрались до Седанова, все с сыном было, конечно, бла гополучно, сама вот только обморозилась. На трассе горя хватили. Жили и в палат ках. и в вагончиках. Но стремились к одно м у— быстрее довести дорогу. Работали и в сорок пять, и в полета градусов. С этим никогда -не считались. Дорога ведь так нужна! Обживаются все трудно. Но вот что заме чательно— никто не знает, как это сидеть с опущенными руками. Зинаида Максимов на Бобок, также прошедшая трассу, посе лилась поначалу во времянке, полностью оправдывавшей' свое название. Стены из грубо обтесанных стволов, небрежно сло женные и кое-как скрепленные. Пазы та кие — видно в морозном тумане, как сол нышко всходит. И Зинаида Максимовна по шла по общежитиям просить старые тело грейки. Законопатила дыры, уберегла своих от холода. Им не терпится видеть результаты своего труда. Технические причины, если говорить только о технологии, не в состоянии со рвать работу при любом холоде. Бетон при перевозке подогревается в кузове, уклады вают его мгновенно, приглаживают вибро рейкой и тотчас прикрывают от стужи... И они страстно увлечены своим делом, эти героические женщины. Лидия Никитич на Л.исьмерова вовсе -не со-биралась строить, дор-опи. Кончила сельхозтехникум, труди лась в системе Сибирского отделения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2