Сибирские огни, 1976, №1

Андрей поднимает руку перед стареньким, усталым автобусом. Садимся. Автобус осно­ вательно потряхивает, но довольно скоро тряска прекращается. Въезжаем на подсох­ шую бетонку. Затем, на большом закругле­ нии, машина опять принимается прыгать: дальнейшая часть дороги еще лишена покрытия. На днях изгиб ликвидируют. Вижу длин­ ный, узкий распадок, над ним — легкий ме­ таллический пролет и свежеструганное, сливочно-желтое дерево ограждений: мост. — Река Ромашка,— поясняет Андрей. Но я, как ни напрягаю зрение, бурления воды в глубоченной впадине не различаю. По сторонам— лес, он в эту пору прозра­ чен и сильно отличается от привычного моему глазу леса в средней полосе Сибири. В ра.вных пропорциях перемешанные, упор­ но тянутся ввысь тонкие, почти сплошь оди­ накового (и очень высокого) роста, и все чуть не до вершины без веток — сосны, бе­ резы, осины. А далеко внизу сквозит за тонкими стволами холодная Ангара. — Дорожники бетонируют мост,— гово­ рит Андрей. — Встретиться бы с ними,— прошу я. Автобус останавливается, водитель тер­ пеливо ждет, покуда мы проберемся че.рез наваленные в проходе изорванные по­ крышки. Идем к вагончикам, притулившимся в стороже. Навстречу — мужчина среднего роста, широкоплечий, черные, вьющиеся во­ лосы, лицо крупное, смуглое, обветрен­ ное, глаза яркие, взгляд прямой, друже­ любный. — Здравствуйте. Где бригадир? — Здравствуйте. Я бригадир. Голос у него хрипловатый, как у всех, кому приходится много разговаривать на воздухе. Уроженец Ивано-Франковской области, Ярослав Степанович Ткачук в 1966 году шечтал строить железную дорогу Хребто- 'вая — Усть-Илимская и для этой цели по­ лучил комсомольскую путевку. Но их груп­ пу из двадцати пяти человек перехватили иа Вихоревке. «Вы позарез нужны в Братске, хлопцы. Асфальтовые, бетонные — тоже ведь дороги». И Ярослав Ткачук стал асфальтировать город Братск. За годы привык и к городу, ик организации, что некогда так энергично вовлекла его -в свою орбиту. Но с некото­ рых пор начала беспокоить непривычная стесненность, захотелось новизны, просто­ ра. Надо было менять образ жизни. Когда в феврале семьдесят четвертого образова­ лось СМУ для строительства дорог на Усть-Ф1лимоком лесопромышленном комп­ лексе, Ярослав прибыл сюда одним из пер­ вых. «Работал на благоустройстве Брат­ ского алюминиевого завода, делать там уже совершенно нечего. А здесь работы — непочатый край». В бригаде этого опытного специалиста ридцать восемь рабочих, многие прошли (тра-ссу Братск — Усть-Илимск. Большинст­ во— женщины. Они выдержали строгое ис­ пытание Севером. Иопытание Дорогой. Мог­ ли уйти — остались. Анна Николаевна Рябикова и Прасковья Петровна Рябикова — родственницы, их мужья — братья, и тоже — строители до­ рог. Потому история этих Двух, близко свя­ занных семей кажется типичной для про­ фессии дорожников. Анна Николаевна и ее муж Михаил Ми­ хайлович жили в Барнауле, работали на мебельной фабрике. Уехали на Ангару в 1966 году с трехлетней Ирой. Здесь роди­ лась Наташа, сейчас ей два года. На трас­ се нередко получалось так, что женщины с детьми оставались в обжитых поселках, э мужчины на много дней уходили вперед. .Как-то раз, в период такой продолжитель­ ной командировки мужчин, произошло не­ счастье: сгорел большой коммунальный дом. Стояли тогда в Седанове, в 42 кило­ метрах от Братска. Пожар остановили, все остались живы, но без крова. И вот старик дядя Миша и семь женщин в несколько дней соорудили дом... Теперешней своей жизнью она довольна: большая трехком- нагная квартира со всеми удобствами. А раньше, правда, еще без Наташи, но все равно втроем, теснились в девяти квадратах... Седа ново, если вспомнить, приходилось надолго покидать не только мужчинам. Прасковье Петровне Рябиковой, по работе, надо было жить в Усть-Илимске, а Сережа, из-за отсутствия там детского сада, оста-* вался в Седанове. Она сильно тревожилась, часто ездила туда посмотреть на сына. Как- то на полпути автобус сломался, мороз — глаз не -раскрыть, а в голову лезет всякое: как там сыночка, не заболел ли, да тепло ли в садике? Сердце рвется на части... Больше часа машину на себе тащили, добрались до Седанова, все с сыном было, конечно, бла­ гополучно, сама вот только обморозилась. На трассе горя хватили. Жили и в палат­ ках. и в вагончиках. Но стремились к одно­ м у— быстрее довести дорогу. Работали и в сорок пять, и в полета градусов. С этим никогда -не считались. Дорога ведь так нужна! Обживаются все трудно. Но вот что заме­ чательно— никто не знает, как это сидеть с опущенными руками. Зинаида Максимов­ на Бобок, также прошедшая трассу, посе­ лилась поначалу во времянке, полностью оправдывавшей' свое название. Стены из грубо обтесанных стволов, небрежно сло­ женные и кое-как скрепленные. Пазы та­ кие — видно в морозном тумане, как сол­ нышко всходит. И Зинаида Максимовна по­ шла по общежитиям просить старые тело­ грейки. Законопатила дыры, уберегла своих от холода. Им не терпится видеть результаты своего труда. Технические причины, если говорить только о технологии, не в состоянии со­ рвать работу при любом холоде. Бетон при перевозке подогревается в кузове, уклады­ вают его мгновенно, приглаживают вибро­ рейкой и тотчас прикрывают от стужи... И они страстно увлечены своим делом, эти героические женщины. Лидия Никитич­ на Л.исьмерова вовсе -не со-биралась строить, дор-опи. Кончила сельхозтехникум, труди­ лась в системе Сибирского отделения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2