Сибирские огни, 1976, №1

Сильный боковой ветер о с л о ж н я л посадку. Поэтому экипажу и при­ шлось предпринимать дополнительные действия — добавочные штурман­ ские расчеты, «двойная тяга» пилотов, с подстраховкой, готовность борт­ механика к сбрасыванию по сигналу тормозных парашютов. Просто это надо было видеть! Посадочная полоса четко обозначи­ лась впереди, но самолет шел не на нее, а, совершенно несуразно, почти поперек бетонной дорожки. Расчет был идеально точен, и машина при­ землилась именно так и именно там, где ей полагалось, и катилась ровно столько, сколько нужно. Парашюты, правда, сдержали прыткий «Ту»- И все, как выяснилось, было в порядке вещей. Ничего исключительного. Посадка как посадка. А встречающие возле аэровокзала кутались в пальто, поднимали во­ ротники и сочувственно ахали, глядя на наших легкомысленных пасса­ жиров и, особенно, пассажирок, не рассчитывавших на такой холод­ ный прием. Грозовой фронт между тем ширился, захватывал все большее прост­ ранство там, наверху (правда, до Новосибирска он добрался лишь через два дня на третий), и нам пришлось от Перми следовать в обход грозы, забирая круто на север. Это намного сократило путь и время полета и привело к тому, что экипаж себе же в ущерб «сэкономил» часы. Здесь немаловажную роль сыграла не только форма Земли, сужающейся по мере приближения к полюсам, но и искусство штурмана, рассчитавшего маршрут. На каждом участке он выдавал командиру шпаргалочку с обозначением пунктов, «ад которыми должен пройти самолет, и расче­ том курса по минутам. Замечательные шпаргалочки! Вот что дает оше­ ломляющее ощущение скорости. Ведь знаешь, что от взлета до посадки два — два с половиной часа. Уже уложилось в сознании, какое расстоя­ ние будет покрыто за это время. Но когда видишь штурманский расчет, тут же, на твоих глазах поминутно подтверждаемый мелькающими под крылом городами,— прямо-таки шалеешь от восторга! С востока стремительно надвигается ночь. Ярко вспыхивают мохна­ тые звезды, сливающиеся впереди с огнями Новосибирска. Вот мы и дома. Сделаны положенные записи в бортжурнале. — Какие замечания к экипажу? — спрашивает Бадиловский у Фе­ дора Ивановича. — Замечаний нет- У него, действительно, не было никаких претензий ни к непосредст­ венно проверяемому Юрию Ивановичу Орлику, подтвердившему в этом рейсе свое «служебное соответствие», ни к остальным членам зю пажа. И Тимофеев, и другие участники рейса если не сожалеюще (о чем жалеть!), то сочувственно разводили руками: ничем, дескать, не удиви­ ли. Рейс как рейс. Будни... Так оно и было. В каждом аэропорту садились и взлетали самолеты всевозможных габаритов и конструкций. Десятки, сотни машин одномо­ ментно неслись в вышине над страной. Где-то гремела гроза, где-то пла­ вился от жары асфальт на «взлетках», где-то начинался новый день, а на другом краю страны наступала ночь. Всюду совершались «обычные рейсы», похожие разве что точностью, безопасностью, надежностью. Одинаковых рейсов не было, как не было одинаковых взлетов и посадок. В феврале 1973 года отмечалось пятидесятилетие Аэрофлота. В со- ставе делегации Западно-Сибирского управления гражданской авиации отправился в Москву и Федор Иванович. Представительная делегация —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2