Сибирские огни, 1976, №1
Очерки Л. Иванова всегда богато насы щены жизненным материалом, к тому же они, как правило, тщательно организованы художественно. В них мы найдем и лириче ские отступления-раздумья, и пейзажные зарисовки, нередки и прямые публицистиче ские вмешательства, и стастистические вы кладки. И все это убедительно работает на авторскую мысль. Окажем, в очерке «Мастерство» речь идет об искусстве телятницы Морозовой. Выве дав секреты Анны Леонтьевны, спутник ав тора дает прямую оценку искусству живот новода: «Вот мастерство-то где! Вы пони маете, в чем тут секрет? Это же, если хо тите, по Павлову, по его учению об услов ных рефлексах. Анна Леонтьевна — после дователь Павлова! Хотя, .может, и не чита ла его». Осмысливая деятельность агрономов Кли- мановых из совхоза «Боевой» Омокой обла сти, автор часто прибегает к прямым сопо ставлениям урожаев, доказывая важность оптимальных сроков сева, агрономической культуры для каждого колхоза и совхоза. «Погода и в 1969 году не очень-то баловала сибиряков. В Омской области средние намо лоты зерна не достигали и десяти центнеров е гектара. У соседей — в Новосибирской — еще хуже, меньше семи центнеров. А в «Бое вом» почти двадцать два! Есть над чем по размыслить». В очерке «Кубань — Сибирь» чрезвычайно много интересного и поучительного. Кое-что из опыта благодатного южного края может быть использовано и в сибирском земледе лии. Однако от опытного писательского гла за не ускользают и острые проблемы сел Кубани — пестрота урожаев, хроническое отставание животноводства. Наводят на серьезные размышления и другие статисти ческие выкладки писателя: сезонная нагруз ка на зерновой комбайн не превышает на Кубани сотни гектаров... «И это в зоне,— продолжает JT. Иванов,— где нет опасности упустить хлеба под снег! А вот в Сибири, где эта опасность совершенно реальна, нагрузка на зерновой комбайн в два раза выше». В одном из современных исследований сближаются жанры лирического стихотворе ния и очерка. И такое сближение кажется верным: ведь и в очерке чрезвычайно много места занимают раздумья автора, его чувст ва. По существу, в очерке автор думает вслух для читателя. Но все это никак не означает, что очерку чужда публицистика, статистика* чем так насыщены произведения Л. Иванова. Именно этими своими качества ми его очерки развивают интерес читателя к анализу общественных, социальных явле ний нашей действительности. В очерках Л. Иванова, как отмечал критик Н. Янов ский, «полновластно звучит голос проблеми- ста, он ставит трудные нерешенные вопро сы, обсуждает их с разных сторон, ясно и последовательно высказывает то, к чему стремился, «вгрызаясь» в жизнь. А вместе — это «дневники», без которых уже нель зя представить нашу литературу, нельзя по нять тот отрезок истории, который мы уже пережили» (Н. Яновский. Голоса времени. Новосибирск, Зал.-Сиб. кн. изд-во, 1967, стр. 238). Понятна и близка читателю скорбь писа теля по поводу смерти одного из право фланговых советского очерка — В. Овечки на. «Писатели-деревенщики,— пишет Л. Ива нов,— лишились своего признанного лидера — честного, благородного, страстного бойца за Народное дело. А я сверх того потерял и лучшего друга, отличного наставника. В меру сил идти его честной дорогой — моя мечта...». Сегодня, когда Л. Иванов и сам один из видных писателей-деревешциков, правомер но говорить об очеркистах, наставником и старшим товарищем которых он стал. Ска жем, к подготовке и изданию первой книги Т. Саблиной он имеет прямое и непосред ственное отношение. Но дело не только в этом, а в том, что, исследуя жизнь сибир ской деревни, Т. Саблина очень внимательна к данным статистики, она тщательно анали зирует результаты хозяйственной деятель ности своих героев. Как и Л. Иванов, она явное предпочтение отдает мысли, а не дей ствию своих героев. Но ведь' через мысль всегда проглядывает и внутреннее состояние героя. В творческой близости этих авторов убеждаешься и при сопоставлении иных ху дожественных компонентов их очерков. Можно бы назвать и другие имена очер кистов, чья деятельность так или иначе свя зана с творческим методом Л. Иванова. При этом перечисление отнюдь не будет ограни чено именами сибирских, тем более — ом ских авторов. Писатель, отметивший в 1974 году свое шестидесятилетие, полон творческой энергии и сил, интересы его прочно связаны с род ным краем, с деревней, ее проблемами. «Впереди новые встречи с полюбившимися мне героями,— читаем мы в предисловии к книге «О друзьях-товарищах»,— новые на блюдения и раздумья о делах деревни, о тружениках полей и ферм, а это значит и новые книги. О деревне. Только о ней!». И сегодня писатель в большом пути к этим книгам. Отрадно, что увлекательными, но трудными путями очеркистов-иоследова- телей идут все новые и новые авторы. По ка что не все и не всегда в их произведени ях на уровне сегодняшнего дня. Но радость от сознания своей полезности, нужности об ществу они уже испытали. Таких моментов, надо полагать, впереди немало и у авторов, о которых шла речь в наших заметках. Э. ШИК Тммофей Белозеров. Зимушка-зима. М., Детская литература, 1974. Полсотни стихотворений о зиме — не однообразно ли это, не скучно ли? Про чтите сборник Т. Белозерова, и вы убеди тесь: нет, не скучно. Красота не может наскучить. А белозе- ровская зима красива. В белых ее метелях чудятся взмахи лебединых крыльев, и суг робы сверкают тоже, словно крылья лебе дей; и скромный палисадник украшен синим серебром инея; и прекрасны ярко-красные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2