Сибирские огни, 1976, №1

Очерки Л. Иванова всегда богато насы­ щены жизненным материалом, к тому же они, как правило, тщательно организованы художественно. В них мы найдем и лириче­ ские отступления-раздумья, и пейзажные зарисовки, нередки и прямые публицистиче­ ские вмешательства, и стастистические вы­ кладки. И все это убедительно работает на авторскую мысль. Окажем, в очерке «Мастерство» речь идет об искусстве телятницы Морозовой. Выве­ дав секреты Анны Леонтьевны, спутник ав­ тора дает прямую оценку искусству живот­ новода: «Вот мастерство-то где! Вы пони­ маете, в чем тут секрет? Это же, если хо­ тите, по Павлову, по его учению об услов­ ных рефлексах. Анна Леонтьевна — после­ дователь Павлова! Хотя, .может, и не чита­ ла его». Осмысливая деятельность агрономов Кли- мановых из совхоза «Боевой» Омокой обла­ сти, автор часто прибегает к прямым сопо­ ставлениям урожаев, доказывая важность оптимальных сроков сева, агрономической культуры для каждого колхоза и совхоза. «Погода и в 1969 году не очень-то баловала сибиряков. В Омской области средние намо­ лоты зерна не достигали и десяти центнеров е гектара. У соседей — в Новосибирской — еще хуже, меньше семи центнеров. А в «Бое­ вом» почти двадцать два! Есть над чем по­ размыслить». В очерке «Кубань — Сибирь» чрезвычайно много интересного и поучительного. Кое-что из опыта благодатного южного края может быть использовано и в сибирском земледе­ лии. Однако от опытного писательского гла­ за не ускользают и острые проблемы сел Кубани — пестрота урожаев, хроническое отставание животноводства. Наводят на серьезные размышления и другие статисти­ ческие выкладки писателя: сезонная нагруз­ ка на зерновой комбайн не превышает на Кубани сотни гектаров... «И это в зоне,— продолжает JT. Иванов,— где нет опасности упустить хлеба под снег! А вот в Сибири, где эта опасность совершенно реальна, нагрузка на зерновой комбайн в два раза выше». В одном из современных исследований сближаются жанры лирического стихотворе­ ния и очерка. И такое сближение кажется верным: ведь и в очерке чрезвычайно много места занимают раздумья автора, его чувст­ ва. По существу, в очерке автор думает вслух для читателя. Но все это никак не означает, что очерку чужда публицистика, статистика* чем так насыщены произведения Л. Иванова. Именно этими своими качества­ ми его очерки развивают интерес читателя к анализу общественных, социальных явле­ ний нашей действительности. В очерках Л. Иванова, как отмечал критик Н. Янов­ ский, «полновластно звучит голос проблеми- ста, он ставит трудные нерешенные вопро­ сы, обсуждает их с разных сторон, ясно и последовательно высказывает то, к чему стремился, «вгрызаясь» в жизнь. А вместе — это «дневники», без которых уже нель­ зя представить нашу литературу, нельзя по­ нять тот отрезок истории, который мы уже пережили» (Н. Яновский. Голоса времени. Новосибирск, Зал.-Сиб. кн. изд-во, 1967, стр. 238). Понятна и близка читателю скорбь писа­ теля по поводу смерти одного из право­ фланговых советского очерка — В. Овечки­ на. «Писатели-деревенщики,— пишет Л. Ива­ нов,— лишились своего признанного лидера — честного, благородного, страстного бойца за Народное дело. А я сверх того потерял и лучшего друга, отличного наставника. В меру сил идти его честной дорогой — моя мечта...». Сегодня, когда Л. Иванов и сам один из видных писателей-деревешциков, правомер­ но говорить об очеркистах, наставником и старшим товарищем которых он стал. Ска­ жем, к подготовке и изданию первой книги Т. Саблиной он имеет прямое и непосред­ ственное отношение. Но дело не только в этом, а в том, что, исследуя жизнь сибир­ ской деревни, Т. Саблина очень внимательна к данным статистики, она тщательно анали­ зирует результаты хозяйственной деятель­ ности своих героев. Как и Л. Иванов, она явное предпочтение отдает мысли, а не дей­ ствию своих героев. Но ведь' через мысль всегда проглядывает и внутреннее состояние героя. В творческой близости этих авторов убеждаешься и при сопоставлении иных ху­ дожественных компонентов их очерков. Можно бы назвать и другие имена очер­ кистов, чья деятельность так или иначе свя­ зана с творческим методом Л. Иванова. При этом перечисление отнюдь не будет ограни­ чено именами сибирских, тем более — ом­ ских авторов. Писатель, отметивший в 1974 году свое шестидесятилетие, полон творческой энергии и сил, интересы его прочно связаны с род­ ным краем, с деревней, ее проблемами. «Впереди новые встречи с полюбившимися мне героями,— читаем мы в предисловии к книге «О друзьях-товарищах»,— новые на­ блюдения и раздумья о делах деревни, о тружениках полей и ферм, а это значит и новые книги. О деревне. Только о ней!». И сегодня писатель в большом пути к этим книгам. Отрадно, что увлекательными, но трудными путями очеркистов-иоследова- телей идут все новые и новые авторы. По­ ка что не все и не всегда в их произведени­ ях на уровне сегодняшнего дня. Но радость от сознания своей полезности, нужности об­ ществу они уже испытали. Таких моментов, надо полагать, впереди немало и у авторов, о которых шла речь в наших заметках. Э. ШИК Тммофей Белозеров. Зимушка-зима. М., Детская литература, 1974. Полсотни стихотворений о зиме — не однообразно ли это, не скучно ли? Про­ чтите сборник Т. Белозерова, и вы убеди­ тесь: нет, не скучно. Красота не может наскучить. А белозе- ровская зима красива. В белых ее метелях чудятся взмахи лебединых крыльев, и суг­ робы сверкают тоже, словно крылья лебе­ дей; и скромный палисадник украшен синим серебром инея; и прекрасны ярко-красные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2