Сибирские огни, 1976, №1
из-за этого, скорее, как дотошный регист ратор. «Ровно в два часа отдают швартовы, и легкий корабль наш, подрагивая всем сво им корпусом, отваливает от причальной стенки». Потом: «Мы сходим на борт дебар кадера, а с него поднимаемся на берег». И опять: «Десять часов утра. Остановка ека терининского автобуса расположена у ба зара». И так начинается почти каждая главка очерка. Столь же монотонно повествует ав тор и о встречах с людьми: «Иду по улице Кропотова. В райкоме оказали, что где-то здесь живет старый партизан Петр Никитич Хвощ. Двое мальчишек ведут меня к воро там дома, отгороженного от улицы высокой, в два ряда, поленницей дров. Рядом с по ленницей лавочка, на ней сидит пожилой че ловек в милицейской фуражке». Через не сколько страниц вновь: «По приезде в село, тороплюсь к Филиппу Яковлевичу Ягодке, с которым мне позавчера советовал пови даться Ефим Денисович Избышев. Време ни у меня остается мало, всего один день... Вот дом напротив магазина. Большой, двухэтажный...». Право же, столь дотошными, но однооб разными описаниями вряд ли можно увлечь читателя. Вот и получается, что очерку этому как раз и недостает той теплоты или, говоря словами Е.Дороша, той личной, ин тимной заинтересованности, которая так за хватывает читателя. Удивительно то, что мы знаем И. Петро ва как автора прекрасных юмористических рассказов. Да и в очерках-портретах он ос тается интересным собеседником. А вот в историческом очерке «Дорогами героев», да еще в статье «Земля отцов» (очерком это произведение никак не назовешь) проявля ется какая-то тяжеловесность, скованность. И думается мне, что идет это во многом от ложно понятой задачи — дать все так, как было в жизни. Рассказ ведется с протокольной точно стью, а поэзия действительности уступает часто место множеству мельчайших под робностей. И как здесь не вспомнить размышления С. Залыгина о художественном постижении истории: «Когда мы обращаемся к истории, мы и ее тоже не можем восстановить в «чистоте», то есть совершенно такой, какой она была в действительности. Что было, то го никогда уже больше нет, даже и при наличии кругов, циклов и повторений... Зна чит, единственная доступная нам история — это, если так можно сказать, «современная история». И хорошо, что это так, именно это все-таки дает надежду осознания чело веком истории, извлечения из нее действи тельного опыта» («Литературная Россия», 1974, 12 июля). Нет, не к искажению исторических фактов призывает здесь писатель, не к их модерни зации, а к художественному осмыслению ис торического прошлого. Он ратует за отбор, за обобщения, за типизацию. Словом, за ху дожественное освоение истории, единствен но возможное средствами литературы. К очерку эти законы художественного творче ства столь же приложимы, как к рассказу, повести, роману, ибо очерк — жанр художе ственной литературы. И как же уместны и необходимы в таких очерках раздумья автора, его прямое пуб лицистическое вмешательство, наконец, ли рические отступления, пейзажные зарисов ки. Но как раз этого всего и не хватает ис торическим очеркам И. Петрова. Даже столь характерное для автора «повествова ние с юмором» здесь никак не проявляется. А ведь и шутка серьезной теме не помеха. Вот и выходит, что беда исторических очер ков И. Петрова в их сухости, предельной объективности. И как бы ни относиться к высказыванию Е. Дороша об очерке, а со гласиться придется с тем, что материал очерка оживает благодаря ярко выраженно му авторскому отношению. Нельзя не заметить, что опытный мастер очерка Л. Иванов в свое время преодоле вал подобные трудности роста. Вспомним его собственные утверждения. Отсчет свое го творчества Л. Иванов, как известно, ве дет от очерков В. Овечкина. Нелегким ока зался путь писателя-проблемиста. Всякое бывало на этом пути: несправедливые про работки, нелепые обвинения. И в этих слу чаях, как никто, умел его поддержать В. Овечкин. Разносной критике был подверг нут в 1958 году очерк «Наш экономист», где. писатель доказывал пагубность чрезмерного увлечения кукурузой в Сибири. Очень скоро пришло письмо Овечкина: «Не знаю еще, не совсем обдумал, как, в какой форме и где я выступлю в Вашу защиту, но — выступ лю. За Вас я буду драться, пока сам на но гах стою. В конце концов эта драка не толь ко за Вас, а вообще за право литературы мыслить». Приходилось Л. Иванову преодолевать и иные трудности, трудности художественных поисков и решений. И об этой стороне дела находим в письмах В. Овечкина советы, а порою и критические замечания в адрес на- шего автора: «Честно должен заметить. Вы еще с недостаточной силой подходите к ти пизации и обобщениям. У Вас великолеп ный анализ, а синтеза маловато. И не довб- дите разговор до предельного накала». Упрек :по отношению к некоторым очер кам Л. Иванова тех лет небезоснователен. В критике тоже отмечалась сухость иных очерков, неполно раскрываемые характеры действующих лиц. Однако в последующие годы наметился определенный сдвиг в твор честве писателя. Хорошо ощущаем мы это и в последних книгах: «Край любимый», «О друзьях-товаршцах». Казалось бы, и здесь в центре .внимания те же острые деревенские проблемы, в каж дом эпизоде так же, как и ранее, ощутима ясная и четкая позиция автора. И все-таки усиление лирической интонации придает очеркам новое качество. Если прежде автор нередко вторгался в жизнь села как публи цист, как аналитик социальных явлений, то теперь все чаще ,и чаще он вторгается еще я как художник. А это значит, что писатель решительно усиливает типизацию, обобще ния, доводит разговор до предельного нака ла, реализуя тем самьъч пожелания своего наставника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2